Доклад

Доклад Античная философия 13

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-25

Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума.

Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия".

Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа (это одна из наиболее распространенных периодизаций этого периода):

* досократический - зарождение и формирование философии;

* классический (сократический) - зрелость и расцвет;

* эллинистический - закат;

* римский - период упадка и гибели античной философии.

Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования -- декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Философы этого периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":

* меньше уделяли внимания поиску первоначала;

* выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

* допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

* положили начало спору между материализмом и идеализмом;

* проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

* от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

* внесли вклад в развитие логики.

Для эллинистического периода характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

* кризис античных моральных и философских ценностей;

* снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

* отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

* поиск физической и духовной опоры в самом себе;

* стремление к отрешению от действительности.

Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

* взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;

* фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию;

* влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

* небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

* повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

* расцвет эстетики;

* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;

* преобладание идеализма над материализмом;

* все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

* повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

* рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

* постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Каждый из вышеописаных периодов имеет свои отличительные черты, но в целом античная философия имеет следующие особенности:

* античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

* стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

* на поздних этапах -- смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

* допускалось существование богов;

* древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

* человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

* были заложены два направления в философии -- идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период -- материалистическое, в классический -- имели одинаковое влияние, в эллинистический -- материалистическое, в римский -- идеалистическое.

В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный  и этический: Добро - результат знаний, Зло - результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем  мире.



1. Реферат на тему Florida Essay Research Paper FloridaThere are many
2. Курсовая на тему Получение азотной кислоты
3. Реферат на тему Experiments Which Explain Photosynthesis Essay Research Paper
4. Сочинение на тему Горький м. - Пьеса мещане
5. Доклад на тему Александр I Павлович
6. Реферат Признаки организации
7. Реферат на тему William Shakespeare Essay Research Paper William ShakespeareOn
8. Реферат на тему A Dream Deferred
9. Реферат Способы пуска двигателя в холодных условиях
10. Реферат Культура и наука СССР