Доклад

Доклад Психотерапия Великого Поста

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-25

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн



Психотерапия Великого Поста

В ритме духовной жизни Церкви наступил особый период. Богослужения пронизаны печалью, священники одевают только черные облачения, в проповедях звучат призывы к покаянию. Православные постятся...

Попытаемся и мы, с точки зрения психотерапии, как искусства и науки помощи в душевном кризисе, осмыслить, в чем же суть этого, столетиями освященного духовного предписания – поста перед Пасхой. Прежде всего следует разобраться, в чем отличие христианского поста от других духовных традиций человечества. Итак, чем пост НЕ является.

При поверхностном сходстве, он радикально отличен от вегетарианства. Вегетарианский стиль жизни обусловлен двумя мотивациями: физическим оздоровлением и принципом воздержания от мяса животных. Христианский пост лишен умиленной жеманности. Он человекоцентричен. Сентиментальному принципу “птичку жалко” нет места в вероучении. Принципиально человеку дозволено употреблять в пищу мясо.

Но, словами апостола, “ все мне позволительно, но не все полезно”. Монашество, как особое человеческое призвание, предписывает неупотребление мясных продуктов, однако в качестве “утешения” – характерное слово из иноческого лексикона – разрешена рыба. Христианство адресовано человеку как “образу Божию”.

Отсюда следует изумительная свобода человеческого бытия. Человек является и хозяином и служителем Вселенной. Он пастырь, который заботится о стаде и в это стадо входит все живущее на земле. Но разве пастуху возбраняется иногда сочный шашлык? Все чаще, особенно во время поста, в газетах и журналах звучат сентенции об оздоравливающем его аспекте.

Апофеозом этого явился слоган в последнем номере еженедельника “Досуг для вас”, Цитирую: “Господа. Наступил Великий пост – время оздоровления. Мы предлагаем вам очищение от шлаков посредством глубинного опорожнения толстого кишечника”. Даже в церковных лавках распространяются великопостные кулинарные рецепты.

Однако человек с развитым чувством церковности осознает, что пост вовсе не является полезным для организма, в том смысле как его пытаются представить на страницах женских журналов. Принципиально наоборот – пост служит для ослабления физического здоровья, как говорят аскеты – “для удручения тела”.

Итак, мы выяснили, что не есть христианский пост. Теперь главный вопрос – что же это? Что предполагает Церковь, как заботливая мать, предписывая нам довольно строгое воздержание в пище и не только в ней? Так вот, выражаясь понятиями, близкими современному человеку, – пост служит для перераспределения энергии в организме. За счет “утеснения телесного Я” происходит возрастание душевной (психологической) и духовной зрелости личности. Обостряется восприятие мира, человек выходит из привычной рутины, окружающее предстает необыкновенным, свежим, ярким. Даже в одном из богослужебных песнопений, звучащих в храмах в это время, звучат необычные слова – “время веселое поста”.

С весенним обновлением природы, с таяньем погрязневшего снега и появлением первых робких зеленых ростков, аккомпанирует счищение с себя заскорузлости ненужных привычек, возможность нового жизненного старта. Динамику психологического личностного роста во время поста лучше представить метафорически. В природе существует универсальный закон, согласно которому, интенсивность бывает пропорциональна степени ограничения. Так, для того, чтобы мощь напора воды трансформировалась в электричество необходимо воздвигнуть препятствие разливу реки – плотину, устремляясь через которую, энергия падающей воды становится источником света и тепла. Беговые лошади помещаются перед скачками в узкие денники, чтобы вырвавшись на круг ипподрома они проявили большую резвость и прыть.

Для того, чтобы успешно действовать в этом мире, человек неминуемо должен ограничить себя и чем раньше это произойдет, тем более высоких результатов он достигает. В одной из ранних песен “Аквариума” встречается метко схваченный и узнаваемый образ “блестящего дилетанта” и примечательно, что он предстает перед нами “на пути в гастроном”. Печально. Просто этот человек не понял, что нельзя рассчитывать стать одновременно профессором математики МГУ и балериной Большого Театра. В современной психологии есть мнение, что комфортное состояние в ситуации выбора, то есть реализация богоподобного дара свободы, есть показатель высокого уровня личностной зрелости. А любой выбор представляет собой не только “да” одному варианту, но и отчетливое “нет” противоположной возможности.

В любом выборе присутствует, таким образом, отвержение недолжного. И пост можно воспринять как великолепную возможность тренинга наслаждения выбором – отвечая “нет” скоромной пище, мы проникаемся принципом “да” более высоким устремлениям жизни. Наконец, собственно духовные аспекты поста представлены тем, что человек чаще находит себя перед насущностью вопроса – “зачем я это делаю” и оказывается перед необходимостью уяснения смысла – откуда я пришел, куда я иду, в чем значимость моего пути. Возвращение к подобным “вечным” вопросам приводит человека к чувству благоговения перед Тайной бытия, почтительности к тем, кто шел этим путем перед ним, доброжелательности и уважению по отношению к спутникам на этом пути.

Отваживаясь поститься, мы проявляем доверие мудрости духовной традиции, послушание Священному Преданию как своего рода этикету, уместному для встречи с Творцом, солидарность с исторической преемственностью поколений. Именно в этот период – парадоксально печальный и радостный одновременно, как и вся наша жизнь, взятая в ее целостности, мы можем опытно испытать неравнодушие друг другу, через умаление собственных претензий и амбиций, убеждаясь всем своим существом – телесно, душевно, духовно – в торжестве человечности в себе и возможности живой сопричастности человечеству.

Пожалуй именно в культивировании прочувствования этой главной тайны личностного бытия – быть человеком в себе и для других – одновременно целым и частью, уникальным и дополняющим, неисчерпаемым и нуждающимся, знающим о свое предельности и дерзающим преодолеть – состоит высокая психотерапия Великого поста.

Список литературы

Белорусов С.А. Психотерапия Великого Поста.

1. Реферат на тему Superconductors Essay Research Paper Super conductivity is
2. Реферат Социальная работа в пенитенциарной системе
3. Реферат на тему Death Penalty Essay Research Paper Death PenaltyEffectiveness
4. Реферат Основания и порядок приобретения гражданства в России
5. Реферат Лекции по философии
6. Контрольная работа на тему Манифест 17 октября 1905 года
7. Сочинение на тему Русский символизм лекция из курса дрВалюлис
8. Реферат на тему Under Age Smoking Essay Research Paper
9. Лекция на тему Анализ внутренней среды предприятия
10. Реферат на тему Культура Европы XIX ХХ вв