Рассказ

Рассказ Эти разные-разные судьбы

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-30

Открытый урок по литературе (10 класс)

"ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ"

(Урок по творчеству В. Шукшина.

Рассказ-характер "Чудик".

Рассказ-исповедь "Обида")

Цели:

- проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида";

- учиться видеть и чувствовать человека;

- развивать связную речь учащихся.

Оборудование:

стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!"

Эпиграф:

Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое...

Ход урока

1. Слово учителя.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..."

Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие".

2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный".

Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.

3. Работа с текстом рассказа "Чудик".

Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик":

"Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..."

Учитель: Из какого рассказа эта цитата?

Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик".

Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?

Эпизод "В самолете".

Рассказ ученика.

Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило...

Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть.

- Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..."

Почему же возмущается читатель?

Эпизод "Чудик в аэропорту".

Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы?

Эпизод "Чудик в городе у брата".

Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?")

Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску.

Эпизод "Разговор между братом и женой".

"Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин.

Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия.

4. Анализ рассказа "Обида".

Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида".

Эпизод "В магазине".

Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.)

Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.)

К чему же призывает автор своим рассказом? ("Хамство во всех проявлениях - следствие недостатка культуры человеческого общения. Над воспитанием такой культуры и нужно сегодня трудиться".)

5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей?

После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.

Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни.

Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной
позиции В. М. Шукшина.                   
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.          
Дьяволу служить или пророку     
Каждый выбирает для себя.         
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Каждый выбирает по себе.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.


(Ю. Левитанский)

Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин.

Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина".

В искусстве уютно

быть свободною булкой

французской, но так не накормишь ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой
с калиною красной


вприкуску,


черняшкою той,

   без которой немыслим народ...

Когда мы взошли,

                              на тяжелой закваске

                                                          мужицкой,

нас тянет к природе,

     к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

       в уюте ужей не ужиться.

И сердце, как сокол,

       как связанный Разин Степан...

Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее".

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"


Пудова Любовь Николаевна, Учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу:Преподавание литературы


Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту…

Помни это. Будь человеком.

В.М.Шукшин

Цель урока:

воспитание нравственных качеств в человеке;

выявление языковых особенностей прозы Шукшина, подготовка к сочинению-рассуждению

Оборудование (наглядность):

портреты В.М.Шукшина,

выставка его книг,

ксерокопии рассказа “Волки”,

оформление доски (тема, эпиграф).

Урок начинается рассказом учителя о В.М. Шукшине.

Удивительно талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр, писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.[1]

Стихотворение читает ученик:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина Шукшина.[2]

Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.

Поверил в Шукшина Михаил Ромм. С этого момента жизнь Василия Шукшина связана с кино. Он играет во многих фильмах: “Печки-лавочки”, “Живет такой парень”, пишет сценарии и сам снимается: “Калина красная”, “Они сражались за родину”.

Мы поговорим сегодня о В. Шукшине – писателе. О чем он писал? О том, что очень хорошо знал сам, что пережил сам. Однажды он сказал так: “Цель искусства заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней”. Поэтому писатель-гуманист восставал против всего, что искажает, калечит человеческую душу, будь это мещанство, приобретательство, корыстолюбие, ложь в человеческих отношениях, трусость, подлость, предательство.

- Вы прочитали рассказ “Волки”. Попробуем разобраться в прочитанном, выяснить, как ведет себя человек в экстремальной ситуации, дома нужно будет написать сочинение-рассуждение.

- Почему рассказ называется “Волки”?

(название имеет глубокий подтекст, оно символично-метафорично: волки – это не только лесные хищники, волки – это и люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану).

- Что послужило основой написания рассказа?:

(случай, который произошел с героями – тестем Наумом Кречетовым и зятем Иваном Дегтяревым, поехавшими в лес за дровами и встретившимися с волками).

- Это характерная черта рассказов В. Шукшина: в основе – факт из жизни, случай.

Какие мысли, чувства вызвал рассказ? О чем заставил задуматься?

(негодование и возмущение, о совести человеческой).

- Что такое совесть?

( чувство и осознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед собой, перед людьми, перед обществом)

- Как-то В. Шукшин, отвечая на вопрос, какими должны быть рассказы, заметил, что это:

рассказ – судьба,

рассказ – характер,

рассказ – исповедь,

рассказ – анекдот.

и всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни: как защитить достоинство человека, как бороться с воинствующей демагогией, как пробудить совесть в человеке?

- Что за рассказ у нас? Докажите.

(рассказ - характер)

Рассказ начинается просто, прочитаем короткую экспозицию

- Что настораживает читателя?

(хитрый, но обаятельный герой).

- Какие отношения сложились между тестем и зятем?

- Можно ли определить характер героев, может быть, попробуем дать их словесный портрет?

(Наум – небольшого роста, плотный; кареглазый, глаза, как щелочки; хитрый, живой, верткий, сметливый, жадный, лицемерный. Имя говорящее: сам себе на уме.

Иван – простой, добрый, спокойный, рассудительный, несуетливый, высокий.Характеры героев непримиримые, они совсем разные)

В. Шукшин редко прибегает к описанию природы, но если пейзаж есть, то он играет важную роль: связан с душевными переживаниями человека, находится в гармонии с ними или противоречит им.

- чтение пейзажной зарисовки ( смотри текст [3] стр. 625).

- Каково назначение пейзажа? (гармония в мире природы контрастна человеческим отношениям).

- Какие чувства переживает Иван, оставшись один на один с волками? (стр. 626).

(страх, жгучее любопытство, смех над тестем – почему?)

- Когда и почему Ивана охватил настоящий страх? (стр. 626).

(взгляд круглых желтых глаз был прям и прост: он догонял жертву), (он (волк) ни перед чем не остановится, его ничто не остановит (стр. 627)).

- Какой подтекст слышится здесь?

(сравнение с Наумом: Наума не остановили ни волки, обходящие зятя, ни его просьба немного попридержать лошадь и дать топор, ни грубый окрик Ивана, ни гибель коня. Ничто не остановило Наума от трусости и предательства. Волки - хищные звери, а Наум?).

- Как вы охарактеризуете его поведение?

(это страшный человек – человек без совести, который думает только о себе.)

- Что спасло Ивана?

(его умение собраться, смелость и.. случайность).

В схватке с волками Иван терпит поражение, он спас себя, но ценой гибели лошади, он чувствует свое бессилие. “Ваша взяла”, - горько произносит он.

- Каким образом повторяется эта сцена “ваша взяла” в доме тестя?

(снова бессилие, за подлость, трусость наказать не может, да и милиционеры уже приглашены).

- Какие чувства испытывает Иван. столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя? (стр.629).

- изумление от наглости (“Ты просил топор – я бросил”).

- досаду за самого себя (не смог догнать на дороге).

- безысходность и бессилие, что не смог защитить своего достоинства (стр. 629).

Свою вину Наум признавать не хочет, да и не видит её, защищает себя обилием слов не по делу, демагогией (преднамеренное извращение фактов для привлечения на свою сторону). Наум недоволен всем: водопроводов нету, в деревне плохо, в городе лучше, он всегда прав, виноваты другие.

- Какая фраза является в диалоге ключевой, очень важной для автора?

- Она повторяется дважды на одной (629-й) странице. Почему?

(Звучит, как рефрен: человек должен оставаться человеком в любой ситуации).

- Объясните фразу милиционера: “…там-то не мог?”.

(в деревне Наума хорошо знают, не любят, в этом искусство авторского полунамека).

- Почему рассказ не закончен, как называется такой финал, как в этом рассказе?

(Открытый финал, читатель сам догадывается, как сложатся отношения Наума и Ивана, но не это главное для В. Шукшина.

– А что же хотел сказать писатель?

(Умение быть человеком, т.е. иметь совесть, оставаться человеком в любой ситуации).

- Свяжите тему рассказа с эпиграфом и темой урока.

- Как же удалось В. Шукшину в таком маленьком рассказе раскрыть очень важную проблему. Обратите внимание на построение:

( В рассказе преобладает диалог (действие через речь)

- В каких произведениях мы встречаемся с подобным? (в драматических).

- Обратите внимание на абзацы, синтаксические конструкции.

(очень короткие, часто из 1предложения ).

Абзацы можно сравнить с кадрами фильма, недаром Шукшин учился у Ромма, рассказы кинематографичны.

- Объясните, почему после слов: “…изумился Иван…” перед союзом “И” стоит точка? Что за прием и зачем?

(Парцелляция, будто переход от одного кадра к другому.)

Особенности языка: всё очень просто, лаконично, рассказ написан разговорным стилем. В нескольких словах дается характер человека. Шукшин внимателен к деталям ( желтый глаз волка - символ безжалостности.)

- Философ Бердяев писал: “Совести человеку нужно повиноваться больше, чем обществу, чем внешнему закону?” Согласны ли?

В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин.

Покатый взлобок. Голь, Потрава.

Свистящий ветер верховой.

Мне так и видится застава,

Казачий пост сторожевой.

И ныне холм в краю предгорном,

Где сказочно земля щедра,

Стал совести постом дозорным,

Пикетом Правды и Добра.

Высь Шукшина…

Хлеба резные,

Лесок, покос, родник во мху.

Да что там степь, ему – Россия

Вся на виду и на слуху!

В подлеске ветер быстр и юрок.

След сапога росой не смыт.

Он был здесь только что. Окурок

В сырой траве еще дымит.

Где ж уголок его сугревы,

Тепла, которым дорожил?

Спуститесь вниз, а там – налево, -

Кивает некий старожил.

Тропинка на зеленом ворсе.

В низине – дом. И он в дому.

но не спускаться надо вовсе,

А подниматься нам к нему.

(Виктор Баянов)

Это та высота, которую задал нам писатель Шукшин, а мы не должны забывать, что мы – люди.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по рассказу “Волки”.

Литература:

Книжный клуб “Терра” № 6, 2003г., стр.26-27 (журнал).

Литература в школе № 5, 1999г., стр.83-86.

В.М.Шукшин “Калина красная”.- М.: Эксмо-Пресс, 1998., стр.624-630.
Хочешь быть мастером,

Макай свое перо в правду.

Ничем другим не удивишь.
В. Шукшин
Цели урока:
познакомить учащихся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина;

показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев,

помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина,

пробудить живой отклик на проблемы своего времени.

воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни главного героя рассказа В.М. Шукшина “Материнское сердце”.

Оборудование:
портреты писателя,

художественные произведения,

подборка критической литературы,

запись в исполнении В. Высоцкого,

театральный реквизит.

Форма урока – устный журнал.
Ход урока
1. Слово учителя
Учитель показывает портрет В.М. Шукшина и обращается к учащимся с вопросом:
– Знакомо вам это лицо?
– Где вы его могли видеть?
Предполагаемый ответ учащихся:
– Это киноартист.
Учитель:
– В каких фильмах вы его могли видеть?
Ответ учащихся:
Учитель:
– Это и кинорежиссер и писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, а умер в 1974.
Скоропостижно, неожиданно.
Диагноз был неточен. Шукшин принадлежал к тем людям, которые умирают не от сердечной недостаточности, а от сердечного избытка. Сердечная недостаточность – этот диагноз больше подходит для лжеискуства. Настоящее искусство – всегда сердечный переизбыток. Бережливость по отношению к себе несвойственна истинным художникам. Первый признак истинности – нежаление себя ради других. Таким нежалением себя и была вся жизнь Шукшина
Сегодня мы посвящаем В. Шукшину устный журнал:
“Право рассказывать правду”
2. Страница первая. Многогранность таланта Василия Макаровича.
Выступает с сообщением 1-й ученик.
Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. Вот что писатель говорил о себе:
“Я родом из деревни, крестьянин потомственный, традиционный. Очень рано пошел работать. Была война, и мы не доучивали в школах. Я окончил 7 классов и пошел работать в 14 лет. И только потом у меня в жизни появился институт. Я начал писать в институте. Но это были еще слабые рассказы. По окончании института я выбрался на профессиональную дорогу и стал печататься”
Выступает 2-й ученик.
В 1964 году в судьбе Шукшина произошли перемены. Связаны они были с тем, что в этом же году состоялся его творческий дебют – в кинематографе – на экраны вышел его первый фильм “Живет такой парень”. В основу сценария Шукшин положил два своих рассказа “Кассный водитель” и “Гринька Малюгин”, удачно объединив их главных героев в образе Пашки Колокольчикова.
Действие фильма происходит в основном на Чуйском тракте, в прилегающих к нему деревнях и поселках, в том числе в Сростках, где прошло детство автора.
Фильм “Живет такой парень” получил приз в 1964 году на Ленинградском фестивале и на Международном кинофестивале в Венеции.
Во многих своих произведениях Шукшин приходит к мысли, что измена самому себе влечет за собой разрушение личности, ее нравственную гибель. К этой теме он обратился в фильме “Калина красная”.
Определяя главную мысль этого фильма, Шукшин писал: “Перед нами – человек умный, от природы добрый и даже, если хотите, талантливый.
Когда в его жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дорого, пусть, даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства самого себя, предательства матери. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась и эта неудавшаяся жизнь?
Далее учащийся напоминает об эпизоде в фильме, когда герой пришел к матери, не назвав себя, и услышал горький упрек родного человека, а затем поклялся не причинять близким горя.
3. Учитель:
Страница литературная.
Итак, Шукшин сначала стал сценаристом, актером, затем кинорежиссером, и, наконец, писателем. И здесь его талант раскрылся необыкновенно быстро,с самых первых его произведений. Уже первая его книга, сборник рассказов “Сельские жители”, дала основание читателям и критике говорить об особом “шукшинском” герое. И споры эти шли вокруг Шукшина на протяжении его творчества.
Естественность, простота, доброжелательность к человеку, а, главное, правдивость – вот что такое Шукшин в прозе. Дома вы, ребята, должны были прочитать рассказы из сборника “Охота жить”, вышедшего в 1977 году.
Обратите внимание на название “Охота жить”. Как понимаете смысл названия?
Отвечают учащиеся:
– Я понимаю так: жить хочет каждый человек. Жить по-настоящему, в полную силу, испытывая все радости жизни.
– Жить охота тем, кто страдает от физических и духовных мук, от материальных трудностей.
– Мне кажется, что острую потребность в жизни, свободной жизни ощущают люди, потерявшие свободу, находящиеся в местах лишения.
Учитель: Все это так. Есть еще одна сторона – борьба за жизнь, за право жить на свободе близкого человека, которому грозит суд, тюрьма. Таким примером является рассказ “Материнское сердце”, который вошел в сборник “Охота жить”. Напомните его содержание.
4. Выступает 3-й ученик.
Он пересказывает содержание части рассказа, из которой мы узнаем, что Витька Борзенков поехал в город, продал сало, так как деньги были нужны для предстоящей свадьбы, выпил, затем, угостив подошедшую девушку, принял приглашение пойти к ней в гости. Там он еще больше выпил и очнулся поздно вечером под забором без денег в неизвестном месте. Витка нашел в потайном кармане последнюю десятку и с горя купил еще бутылку, обозлившись на всех городских жителей за обман. После замечания, что он бросает бутылки туда, где могут быть люди, Витька снял ремень, оставшийся после службы во флоте, и стал им размахивать. Нанес раны трем человекам, в том числе милиционеру. Его арестовали и отправили в КПЗ.
На другой день мать узнала о случившемся и поспешила в райцентр, пришла в милицию.
Учитель:
Посмотрите сцену разговора матери Витьки с представителями правоохранительных органов. Дайте оценку его поведения, милиционера.
5. Страница театральная.
Сцена в милиции ( исполняют два ученика).
И тут вошла мать Витьки. Переступив порог, упала на колени, и завыла, и закричала:
– Да ангелы Вы милые, да разумные ваши головушки. Простите окаянного! Пьяный он был. Он трезвый последнюю рубаху отдаст, сроду трезвый никого не обидел…
– Ты подожди, мать, ты встань – здесь не церква. Иди, глянь? (милиционер показывает на ремень).
– Вот гляди: ремень твоего сына… Он во флоте,что ли служил?
– Во флоте, во флоте – на кораблях то на этих…
– Теперь смотри: видишь? – начальник перевернул бляху, взвесил на руке: – Этим же убить человека – дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром – конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь: простишь. Ведь они же при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же прощать за такие дела действительно.
– Да сыночки вы мои милые! Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает – подрались. Сжальтесь вы над ним. Один он у меня: и поилец мой и кормилец. А еще вот жениться надумал – как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужели ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, их хорошей семьи – жалко.
– Он зачем в город приезжал?
– Сала продать. На базар – сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметим, где их больше возьмешь?
– При нем никаких денег не было.
– Батюшки – святы! – испугалась мать. – А где же они?
– Это у него надо спросить.
– Да украли, небось! Украли!... Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез – украли их у него!... Жулики украли…
– Жулики-то украли, а причем здесь наш сотрудник – за что он его-то!
– Да попал видно под горячую руку.
– Ну, а если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется… Не будет на это прощения, получит свое по закону.
– Да ангелы вы мои, люди добрые, – опять взмолилась мать, – пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела. Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила…
– Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор. Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем права, я же не буду вместо него садиться.
– А может, как-нибудь задобрить того милиционера: У меня холст есть, я нынче холста наткала – пропасть. Все им готовила…
– Да не будет он у тебя ничто брать, не будет! – уже кричал начальник. – Не ставь ты людей в смешное положение, действительно. Это же не кум с кумой поцапались!
– Куда же мне теперь идите-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уже не ту?
– Пусть к прокурору сходит, – посоветовал один из присутствующих. Мать с молитвами вышла из милиции.
6. Страница дискуссионная.
Беседа с классом.
Учитель:
– Итак, оцените поведение матери, что она чувствует?
Отвечают учащиеся:
– Мать убита горем. Все мысли ее и действия направлены на то, чтобы помочь сыну, вызволить из беды.
– Мать встает на колени, унижается ради сына.
– Мать надеется на всепрощение людей, на их доброту.
– Получив отказ, она намерена пойти дальше, в высшие инстанции.
Учитель:
– Все ли понимает мать, что произошло с сыном?
Отвечают учащиеся:
– Она понимает, что сын в беде. Но что совершил сын, она еще не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от суда и тюрьмы. Кроме того, она оправдывает его, говоря, что он сделал это под пьяную руку.
Учитель:
– На какую уловку она готова пойти ради сына?
Отвечают учащиеся:
– Она готова подкупить милиционера, думая, что это поможет. У нее есть холст. Может это поможет.
Учитель:
– Итак, сначала мать взывает к милосердию, унижается, затем предлагает своего рода взятку, а только потом выходит из кабинета с намерением пойти дальше, к вышестоящему начальству. А как милиционеры и прокурор реагируют на мать?
Отвечают учащиеся:
– Они доброжелательно выслушивают мать. Им понятно ее горе.
– Они душой разделяют ее состояние, но сделать ничего не могут, так как Витька нарушил закон.
– Они понимают, что его ограбили, но и он виноват, нечего было напиваться.
Учитель:
– В чем же вина Витьки?
Отвечают учащиеся:
– В том, что он решил расслабиться и выпить после продажи сала.
– В том, что, имея невесту, принял приглашение незнакомки и пошел к ней в гости.
– В том, что он вступил в дружеский разговор с молодой женщиной, имеющей явно сомнительный вид (с похмелья).
– В том, что, опомнившись, обозлился на всех и вся и затеял без серьезного повода драку.
– Он крутил своим ремнем направо и налево, не замечая даже, что его останавливают, сдерживают представители милиции. Он полностью потерял контроль над собой.
– Он нарушил закон. Своим поведением он не только нарушил порядок, а нанес телесное повреждение.
– Оправдать его невозможно. Он был до слепоты жесток. Все три пострадавших оказались в больнице.
Учитель:
– Все правильно. Заметьте еще одну сторону: а если бы матери тех пострадавших людей пришли бы в милицию. Что бы они сказали Витьке: наверное, они бросили бы ему в глаза все слова упрека и обвинения. И если бы здесь была мать Витьки, – ей бы не сдобровать. Но ее счастье, что она это не видела и, может быть, не догадывалась о возможных слезах тех матерей.
Зато, получив отказ простить Витьку в милиции, у прокурора, мать не опустила рук. Ведь Витька – единственный из 5 детей, который здесь, жил с ней, хорошо работал и был на хорошем счету. Она получила разрешение на свидание с ним, успокоила его, вселила и в него надежду, а сама, вздохнув, готовилась к новым встречам с высокопоставленными людьми, чтобы защитить своего Витьку. Вот она, материнская правда! Вот оно, материнское сердце! Разве не хватает за живое все: и причитания, молитвы, увещевания? Только Шукшин мог так проникновенно написать о матери.
7. Выступает учащийся и рассказывает о взаимоотношениях писателя и своей матери.
Учитель:
– Сам Шукшин так говорил о матери: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.
8. Учитель:
– Напутствуя, молодые люди, вас в жизнь, я хочу напомнить о заповедях:
Не переступайте той заветной черты, которая отделяет человека от зверя. Не теряйте в себе человеческого достоинства. Не становитесь жестокими, даже если вам сделали зло. И главное, помните, ваше счастье – счастье матери, ваше горе – горе матери, ваше преступление – безграничное страдание матери.
Вот это и есть шукшинская правда, правда великого писателя Шукшина.
Шукшинской правде был близок современник писателя, столь же разносторонне талантливый поэт, певец, артист театра и кино Владимир Высоцкий. Многие его песни созвучны духу и настроению рассказов Шукшина.
9. Страница музыкальная.
Песня в исполнении В. Высоцкого “Протопи ты мне баньку по-белому”.
10. Страница творческая.
Учитель:
– Завершая сегодняшний урок по творчеству Шукшина, я хотела бы предложить написать дома сочинение – размышление на одну из тем:
1. Что бы я посоветовал Витьке, если бы пришел к нему на свидание в камеру.
2. Какой конец этой истории я вижу.
Ведь произведение не закончено. Мать верит, мать надеется. Сбудутся ли ее надежды?
11. Подведение итогов урока.



1. Реферат Навчання і підвищення кваліфікації державного службовця
2. Реферат Балтайсвилкс, Рудольф
3. Статья Основные периоды и этапы в развитии отечественной истории физической культуры и спорта как учебн
4. Реферат на тему Создание и использование музейных информационных ресурсов
5. Реферат Теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологических факторов юношеского суи
6. Доклад на тему Современные мультимедийные видео проекторы
7. Курсовая на тему Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий
8. Кодекс и Законы Россия в конце 1920-х 1930-е годы
9. Диплом Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт
10. Книга Программа курса Психология личности