Курсовая

Курсовая на тему Безработица и ее виды 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-27

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ.
1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика.
1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица.
1.3 Экономические и внеэкономические последствия безработицы. Закон Оукена.
1.4 Государственное регулирование занятости.
2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, вторая – исследовательская. Тема первой, теоретической, части курсовой работы «Безработица и ее виды».
Проблема безработицы – одна из важнейших проблем современной экономики России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально – экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать е социальные аспекты. И только двойственный подход к ее изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, ее роль и значение.
В задачи работы входит следующее: определить сущность безработицы, классифицировать ее на виды, отразить противоречивость такого явления как полная занятость, выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления, показать каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта. В курсовой работе необходимо отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.
Во второй – исследовательской части, необходимо рассмотреть динамику безработицы  в России.

1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ
1.1           Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика
Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности в народном хозяйстве. Это значит, что проблемы трудовых ресурсов (их воспроизводства, формирования и использования) рассматриваются на макроуровне, т.е. в масштабах страны и ее регионов. Иными словами, это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.
Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в процессе производства, распределения, перераспределения и использования трудоспособного населения в экономике страны.
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:
·                   общей численностью трудоспособного населения;
·                   количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественный аспект трудового потенциала определяется следующими показателями:
·                   состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
·                   качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.
1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица
Безработица – это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу. Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньшей добавочной рабочей силы. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Безработица – это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением – резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
Виды безработицы:
Текучая или фрикционная безработица – это когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Происходит поиск новой, лучшей работы. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицы. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест, создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации. Этот тип безработицы включает в себя, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течении недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица – это безработица, которая возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной.
Различие между фрикционной и структурной безработицей:
·                   у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;
·                   фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более тяжелой;
·                   фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта;
·                   структурная безработица – это результат потребительских и психологических изменений в производстве товаров и услуг.
Циклическая безработица – вызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Скрытая безработица – или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день и т.д. Этому виду безработицы подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы. Они готовы в любое время покинуть свое предприятие. Скрытая безработица типична для типична для сельских районов: полуразорившиеся крестьяне формально считаются самостоятельными хозяевами, а в действительности они безработные – они лишни в этом виде производства
Застойная безработица – включает в себя прежде всего работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными
Низший слой застойного перенаселения образуют люди, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него.
Теория «полной занятости»:
На практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы – это процентное отношение части к занятой рабочей силе.
Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром неблагополучия экономики.
«Полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6 % от рабочей силы. Реальный объем национального продукта, который  связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу  равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы: наблюдается дефицит совокупного спроса.
В такой ситуации фактический уровень безработицы выше естественного уровня. Эта ситуация свидетельствует о циклической безработице. Если при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, т.е. количество свободных мест превышает количество рабочих, ищущих работу, то такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества
1.3           Экономические и внеэкономические последствия безработицы. Закон Оукена
Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать и того, что длительное время трудоспособное население в России практически н6е сталкивалось с такими фактами. Более того, как отмечалось ранее, труд был дефицитным фактором производства. Трудящиеся имели определенную «неформальную» возможность оказывать влияние на условия труда и его оплат. Сегодня они этого практически лишены.
Важнейшим социальным последствием безработицы является потеря квалификации. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В то случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую – либо профессиональную деятельность. Этим людям  необходимо пройти обучение новым профессиям.
Последствием безработицы надо считать  и усиление конкуренции на рынке труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места. Высокая конкуренция на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность, по-существу, будет носить вынужденный характер, а такой труд, как известно, не может быть высококвалифицированным и не обеспечивает необходимое качество работ. В этих условиях не удается сформировать стабильные производственные коллективы.
Рост безработицы приводит к усилению маргинализации и люмпенизации, обострению социальной напряженности, ухудшению социально – психологического климата в обществе. Безработица является следствием бедности и порождает ее. Получается своего рода замкнутый круг, разорвать который молодому человеку самому очень сложно. Ему нужна помощь и благотворительных организаций, и государства.
Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. В результате анализа выяснилось, что безработица связана с депрессией – угнетенным, подавленным психическим состоянием. Безработица приводит к росту числа больных, которым оказывается консультативно – лечебная помощь в связи с заболеваниями. Психическими расстройствами и расстройствами поведения. Существенно увеличивается число больных, состоящих на учете в лечебно – профилактических учреждениях с диагнозом наркомании и токсикомании.
Важным социальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. В условиях, когда доходы человека находятся на низком уровне и он не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, такая потеря являются особенно большой бедой. А именно такое положение имеет место в России.
Социальные последствия безработицы не ограничиваются только перечисленным выше. Она может позволить предпринимателям еще более понизить цену силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т.д.    
Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека. Хотя, конечно, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов экономически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.
Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, она может выступать как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Это возможно в том случае, когда ее размеры превысят допустимый уровень.
Безработица может выступать как условие социально- экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером таких профессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя. Безработица становится фактором социально – экономической дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу, - так называемые «отчаявшиеся».
Но только этим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпываются. Она может выступать как «мина замедленного действия». Речь в данном случае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. К их числу относятся: наука и научное обслуживание, информационно- вычислительное обслуживание, некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией.
Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально – экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица – одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Комплектование предприятий кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать многие новые предприятия, учреждения и организации только летом и осенью, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу в связи с естественной убылью и текучестью кадров. Удовлетворить этот спрос можно лишь за счет резерва рабочей силы.
Экономические последствия безработицы многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Необходимо отметить, что безработица – весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса. В связи с этим при решении вопроса об экономических потерях следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого.
Норма безработицы является результатом быстрого или медленного кумулятивного экономического роста и высокий уровень безработицы и ее последствия невозможно быстро ликвидировать.
В то же время безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращении. Налогов, которые поступают государству. Это обусловлено снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц, что снижает инвестиционные возможности государства.
Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования их федерального бюджета, бюджетов субъектов российской федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.
Безработица означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой бедой. А именно такое положение дел имеет место в России.
Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может приветик тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, не интересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить «вынужденный» характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным  и обеспечивать необходимое качество работ.
Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Ориентация же на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает не просто предоставление нуждающемуся человека рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.
Экономические последствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении цены, рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.
Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях устанавливают более продолжительную  по сравнению с установленной законом рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.
В конечном счете рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.
Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие  негативные последствия изучен недостаточно.
Безработица, ее рост дают весьма точный и эффективный сигнал работнику о том, сто его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.
Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является то факт, что безработица – одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва, рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики.
Закон Оукена.
Главная цена безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукция как отставание объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального ВВП, причем чем меньше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП.
Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП.
Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Предположим, естественный уровень безработицы составляет 5%, а ее фактический уровень – 8%. Допустим, коэффициент Оукена равен – 2,5. Тогда отставание фактического ВВП от потенциального составит (8% - 5%)×(- 2,5) = - 7,5% : страна «недополучила» 7,5% от потенциального ВВП
1.4 Государственное регулирование занятости
Политика занятости – органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
·                   Содействие развитию малого предпринимательства на разных управлениях;
·                   Разработка концепции обеспечения занятости и выживания малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;
·                   Стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес – образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
Ориентация экономической политики на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
·                   Становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены по мере национальной экономики;
·                   Целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
·                   Расширение практики общественных работ;
Усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗоТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности на муниципальном и региональном уровнях.
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: По объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.
Объектами воздействия является население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.
По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение  степени соответствия спроса и предложения.
По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования – государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и тому подобное – и косвенные методы регулирования: регулирования демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.
По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.
По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы до одного человека, возможности совместительства, изменение состава экономически активного населения и тому подобное); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политику).
По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.
По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты региона России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).
По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочные( до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет и более).
Государственная служба занятости (ГСЗ) является единственной системой органов и учреждений деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказания государственных услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграцией и урегулирования трудовых споров.
Функции Государственной службы занятости:
·                   Оценка состояния и прогноз развитии занятости населения, информирования о положении на рынке труда;
·                   Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан находящихся под риском увольнения а так же граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
·                   Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
·                   Организация мероприятий активной политики занятости при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
·                   Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в  период обучения по направлению органов службы занятости, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому в сфере труда. ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 году СЗ имела 2127 по современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода  интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:
·                   Разработку мер финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрении применении гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
·                   Правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства занятости населения;
·                   Совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
·                   Создание развития инфраструктуры рынка труда;
·                   Внедрение эффективных механизмов проведения активной политики, занятости населения, включая организацию и проведения специальных мероприятий по профилированию(распределению безработных граждан, на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста, и других социально-демографических характеристик в целях оказания им эффективной помощи им в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
·                   Оказания социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Таблица1 – Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости.
Основные направления использования финансовых средства на реализацию политики занятости
Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан
Организация общественных работ
Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным
Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития
Предпринимательской деятельности безработных граждан
Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения
Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение
Информационно-справочная и редакционно-издательская деятельность по вопросам занятости населения
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным
Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения
Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости
Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально – бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб
Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости
Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий
Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.
Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно – правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.
Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.
В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.
В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации « О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положение, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских других законодательств.
Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом « О занятости населения в Российской федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.
МОТ – межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры – предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров.
Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме конференций и рекомендаций, в основном не носят революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что они предлагают опробованные во многих странах и зарекомендовавшие методы решения проблем занятости.
Они также нацеливают государства на разработку собственной политики в области занятости  в общем международном контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество. Эта политика должна обеспечивать:
·                   Наличие работы для всех, кто ее ищет;
·                   Наибольшую продуктивность такой работы;
·                   Существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального).

2                   БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ
Таблица1
Распределение численности безработных по возрастным группам
Всего,
тыс.
человек
в том числе в возрасте, лет
Средний возраст, лет
до 20
20-24
25-29
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60
и более
Безработные - всего
2003
5683
575
1066
726
631
643
688
624
442
157
133
34,4
2004
5775
603
1022
710
611
632
696
672
501
184
144
34,9
2005
5208
548
933
679
587
495
581
604
468
188
126
34,8
2006
4999
476
1079
694
467
499
498
610
421
192
63
34,1
2007
4246
382
870
496
523
382
487
499
390
149
68
34,6
Мужчины
2003
3007
298
574
406
339
344
366
303
217
92
69
34,2
2004
2902
299
533
368
277
311
366
311
253
102
83
34,9
2005
2801
289
547
355
321
253
331
304
227
115
59
34,5
2006
2631
230
575
379
240
281
244
329
209
107
37
34,2
2007
2271
213
476
265
277
219
257
253
191
86
34
34,3
Женщины
2003
2676
277
493
319
292
299
322
321
225
65
64
34,7
2004
2873
304
489
343
334
321
330
361
248
82
62
34,9
2005
2407
259
385
323
266
242
250
300
241
73
67
35,2
2006
2368
246
503
314
227
218
253
282
212
85
26
34,1
2007
1975
169
394
231
246
164
229
246
199
63
34
34,8

Таблица 2 - Структура безработных по возрастным группам
(в процентах)
Всего
в том числе в возрасте, лет
до 20
20-24
25-29
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60
и более
Безработные - всего
2003
100
10,1
18,8
12,8
11,1
11,3
12,1
11,0
7,8
2,8
2,3
2004
100
10,4
17,7
12,3
10,6
10,9
12,1
11,6
8,7
3,2
2,5
2005
100
10,5
17,9
13,0
11,3
9,5
11,2
11,6
9,0
3,6
2,4
2006
100
9,5
21,6
13,9
9,3
10,0
10,0
12,2
8,4
3,8
1,3
2007
100
9,0
20,5
11,7
12,3
9,0
11,5
11,8
9,2
3,5
1,6
Мужчины
2003
100
9,9
19,1
13,5
11,3
11,4
12,2
10,1
7,2
3,0
2,3
2004
100
10,3
18,3
12,7
9,6
10,7
12,6
10,7
8,7
3,5
2,8
2005
100
10,3
19,5
12,7
11,5
9,0
11,8
10,9
8,1
4,1
2,1
2006
100
8,8
21,9
14,4
9,1
10,7
9,3
12,5
7,9
4,1
1,4
2007
100
9,4
21,0
11,7
12,2
9,6
11,3
11,1
8,4
3,8
1,5
Женщины
2003
100
10,3
18,4
11,9
10,9
11,2
12,0
12,0
8,4
2,4
2,4
2004
100
10,6
17,0
11,9
11,6
11,2
11,5
12,6
8,6
2,9
2,1
2005
100
10,8
16,0
13,4
11,1
10,1
10,4
12,5
10,0
3,0
2,8
2006
100
10,4
21,3
13,3
9,6
9,2
10,7
11,9
9,0
3,6
1,1
2007
100
8,5
19,9
11,7
12,5
8,3
11,6
12,5
10,1
3,2
1,7

Таблица 3 – Уровень безработицы по возрастным группам
(в процентах от экономически активного населения соответствующей возрастно-половой группы)
Всего
                 в том числе в возрасте, лет
до 20
20-24
25-29
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60
и более
Всего
2003
7,8
30,0
14,4
7,8
7,2
7,1
6,1
6,0
5,3
4,7
4,4
2004
7,9
32,1
13,8
7,6
6,9
7,3
6,4
6,4
5,9
4,7
5,3
2005
7,1
29,2
12,3
7,1
6,5
5,8
5,5
5,7
5,3
3,9
4,8
2006
6,7
27,8
14,2
7,2
5,0
5,8
5,0
5,7
4,7
3,7
2,7
2007
5,7
24,0
11,2
5,0
5,6
4,4
5,1
4,6
4,3
2,6
2,6
Мужчины
2003
8,1
27,3
14,2
8,2
7,4
7,5
6,6
6,1
5,4
5,0
4,4
2004
7,8
27,7
13,2
7,4
6,0
7,1
6,8
6,2
6,3
4,7
5,7
2005
7,5
25,3
13,2
7,0
6,8
5,9
6,4
6,1
5,5
4,6
4,2
2006
7,0
23,1
13,9
7,5
5,0
6,5
5,0
6,4
5,0
3,8
2,9
2007
6,0
22,9
11,4
5,0
5,7
5,0
5,6
4,8
4,5
2,9
2,6
Женщины
2003
7,5
33,5
14,5
7,4
7,0
6,7
5,6
5,9
5,2
4,4
4,4
2004
8,0
38,1
14,5
7,8
7,8
7,4
5,9
6,5
5,5
4,7
4,9
2005
6,6
35,1
11,1
7,2
6,1
5,8
4,6
5,4
5,2
3,2
5,5
2006
6,5
34,4
14,5
6,9
5,0
5,1
5,0
5,0
4,4
3,6
2,5
2007
5,3
25,5
11,0
5,0
5,5
3,8
4,7
4,3
4,1
2,4
2,7

Таблица 4
- Распределение численности безработных по уровню образования
Всего
в том числе имеют образование
высшее профес-сиона-льное
неполное высшее профес-сиона-льное
среднее профес-сиона-льное
начальное профес-сиона-льное
среднее (полное)
общее
основное общее
начальное общее,
не имеют началь-ного общего
Тысяч человек
Безработные - всего
2003
5683
638
152
1177
919
1916
803
79
2004
5775
632
154
1183
1059
1909
777
61
2005
5208
524
154
978
951
1687
856
59
2006
4999
537
104
864
878
1849
675
92
2007
4246
487
106
800
790
1483
534
46
Мужчины
2003
3007
325
65
460
550
1073
486
49
2004
2902
290
71
443
647
939
471
41
2005
2801
247
83
377
584
928
548
34
2006
2631
229
50
341
525
1047
389
50
2007
2271
211
35
357
495
803
334
36
Женщины
2003
2676
313
87
717
370
843
317
30
2004
2873
342
83
740
412
970
306
20
2005
2407
277
71
601
367
759
308
25
2006
2368
308
54
523
353
801
287
42
2007
1975
277
71
443
295
680
200
9
В процентах
Безработные - всего
2003
100
11,2
2,7
20,7
16,2
33,7
14,1
1,4
2004
100
11,0
2,7
20,5
18,3
33,1
13,5
1,1
2005
100
10,1
2,9
18,8
18,3
32,4
16,4
1,1
2006
100
10,7
2,1
17,3
17,6
37,0
13,5
1,8
2007
100
11,5
2,5
18,8
18,6
34,9
12,6
1,1
Мужчины
2003
100
10,8
2,2
15,3
18,3
35,7
16,2
1,6
2004
100
10,0
2,5
15,3
22,3
32,4
16,2
1,4
2005
100
8,8
3,0
13,5
20,9
33,1
19,5
1,2
2006
100
8,7
1,9
13,0
20,0
39,8
14,8
1,9
2007
100
9,3
1,5
15,7
21,8
35,4
14,7
1,6
Женщины
Продолжение таблицы 4
2003
100
11,7
3,3
26,8
13,8
31,5
11,8
1,1
2004
100
11,9
2,9
25,8
14,3
33,8
10,7
0,7
2005
100
11,5
2,9
25,0
15,2
31,5
12,8
1,0
2006
100
13,0
2,3
22,1
14,9
33,8
12,1
1,8
2007
100
14,0
3,6
22,4
14,9
34,4
10,1
0,5
Таблица 5 – Уровень безработицы по образованию (в процентах от экономически активного населения соответствующего пола и уровня образования)
Всего
из них имеют образование
высшее профес-сиона-льное
неполное высшее профес-сиона-льное
среднее профес-сиона-льное
начальное профес-сиона-льное
среднее (полное)
общее
основное общее
начальное
общее,
не имеют
начального общего
Всего
2003
7,8
3,9
9,9
6,1
7,7
11,1
14,0
12,3
2004
7,9
3,6
10,4
6,3
8,2
11,2
15,7
14,4
2005
7,1
3,0
10,5
5,3
7,1
9,8
16,6
11,4
2006
6,7
2,9
7,9
4,7
6,6
10,6
14,2
20,5
2007
5,7
2,4
8,9
4,2
6,0
8,6
12,5
12,8
Мужчины
2003
8,1
4,3
8,6
5,9
7,5
10,9
14,1
13,8
2004
7,8
3,6
10,2
5,9
8,0
9,9
15,3
17,8
2005
7,5
3,1
11,7
5,2
6,9
9,7
17,6
11,2
2006
7,0
2,7
7,7
4,7
6,4
10,5
13,3
20,5
2007
6,0
2,3
6,4
4,6
6,0
8,6
12,8
16,5
Женщины
2003
7,5
3,5
11,0
6,3
8,0
11,3
13,8
10,5
2004
8,0
3,6
10,5
6,6
8,7
12,7
16,3
10,3
2005
6,6
2,9
9,4
5,4
7,3
9,9
15,0
11,6
2006
6,5
3,1
8,0
4,6
6,8
10,7
15,7
20,5
2007
5,3
2,5
11,1
3,9
5,8
9,3
12,0
6,9
Таблица 6
– Распределение численности безработных по семейному положению
Всего
из них
состоят в браке
холосты,
не замужем
вдовцы, вдовы
разведены,
разошлись
Тысяч человек
Безработные - всего
2003
5683
2741
2004
220
718
2004
5775
2841
1964
213
758
2005
5208
2503
1914
178
613
2006
4999
2295
1943
185
576
2007
4246
1976
1611
139
519
Мужчины
2003
3007
1400
1206
44
358
2004
2902
1367
1139
39
357
2005
2801
1210
1244
30
318
2006
2631
1106
1173
45
307
2007
2271
988
1008
36
238
Женщины
2003
2676
1341
798
176
361
2004
2873
1474
825
174
400
2005
2407
1292
670
149
296
2006
2368
1189
770
140
269
2007
1975
988
603
103
281
В процентах
Безработные - всего
2003
100
48,2
35,3
3,9
12,6
2004
100
49,2
34,0
3,7
13,1
2005
100
48,1
36,7
3,4
11,8
2006
100
45,9
38,9
3,7
11,5
2007
100
46,5
37,9
3,3
12,2
Мужчины
2003
100
46,5
40,1
1,5
11,9
2004
100
47,1
39,3
1,3
12,3
2005
100
43,2
44,4
1,1
11,3
2006
100
42,0
44,6
1,7
11,7
2007
100
43,5
44,4
1,6
10,5
Женщины
2003
100
50,1
29,8
6,6
13,5
Продолжение таблицы 6
2004
100
51,3
28,7
6,1
13,9
2005
100
53,7
27,8
6,2
12,3
2006
100
50,2
32,5
5,9
11,4
2007
100
50,0
30,5
5,2
14,2
Таблица 7 – Распределение численности безработных по способам поиска работы¹)
Всего
из них использовали способы поиска работы
обращение в государственную службу занятости
обращение в коммерческую службу занятости
подача объявлений в печать, отклик на объявления
обращение к друзьям, родственникам, знакомым
непосредственное обращение к администрации/ работодателю
другие способы
Тысяч человек
Безработные - всего
2003
5683
1873
215
1022
3331
1629
744
2004
5775
1997
189
977
3491
1818
636
2005
5208
1779
140
922
2953
1357
628
2006
4999
1732
162
691
2883
1222
537
2007
4246
1399
151
736
2526
1137
541
Мужчины
2003
3007
813
122
555
1783
887
429
2004
2902
848
88
483
1828
945
361
2005
2801
785
62
549
1644
788
380
2006
2631
743
80
345
1579
670
323
2007
2271
656
72
379
1388
646
299
Женщины
2003
2676
1061
93
467
1548
742
315
2004
2873
1150
101
494
1663
872
275
2005
2407
994
79
373
1309
569
248
2006
2368
990
82
346
1303
552
214
2007
1975
743
79
357
1137
491
242
В процентах
Безработные - всего
2003
100
33,0
3,8
18,0
58,6
28,7
13,1
2004
100
34,6
3,3
16,9
60,5
31,5
11,0
2005
100
34,2
2,7
17,7
56,7
26,0
12,1
2006
100
34,7
3,2
13,8
57,7
24,4
10,7
2007
100
33,0
3,5
17,3
59,5
26,8
12,7
Мужчины
2003
100
27,0
4,1
18,5
59,3
29,5
14,3
2004
100
29,2
3,0
16,6
63,0
32,6
12,4
2005
100
28,0
2,2
19,6
58,7
28,1
13,6
2006
100
28,2
3,0
13,1
60,0
25,5
12,3
2007
100
28,9
3,2
16,7
61,1
28,5
13,2
Женщины
2003
100
39,6
3,5
17,4
57,8
27,7
11,8
2004
100
40,0
3,5
17,2
57,9
30,4
9,6
2005
100
41,3
3,3
15,5
54,4
23,6
10,3
2006
100
41,8
3,5
14,6
55,0
23,3
9,0
2007
100
37,6
4,0
18,1
57,6
24,8
12,3
1)                Сумма значений по строкам больше итога, так как безработные указывали все использованные способы поиска работы.
Таблица 8 – Распределение численности безработных по продолжительности поиска работы (незавершенной безработицы)
Всего,
тыс.
человек
в том числе ищут работу, месяцев
Среднее
время
поиска работы, месяцев
менее 1
от 1 до 3
от 3 до 6
от 6 до 12
12
и более
Безработные - всего
2003
5683
631
1076
846
1104
2026
8,2
2004
5775
517
1131
924
988
2215
8,5
2005
5208
519
959
800
1044
1886
8,4
2006
4999
447
836
718
988
2010
8,9
2007
4246
451
832
612
698
1653
8,4
безработные без учащихся,
студентов и пенсионеров
2003
5038
545
932
746
985
1829
8,3
2004
4998
446
943
782
858
1969
8,6
2005
4598
420
859
710
960
1649
8,4
2006
4482
394
711
647
882
1848
9,0
2007
3795
399
720
541
633
1501
8,5
студенты, учащиеся
2003
253
40
101
53
25
34
4,8
2004
320
27
131
87
50
26
4,6
2005
222
68
47
53
30
24
4,5
2006
203
41
81
35
31
16
4,2
2007
164
28
59
38
24
15
4,5
пенсионеры по возрасту
и на льготных условиях
2003
302
35
37
39
69
123
9,1
2004
344
33
39
49
61
161
9,6
2005
286
22
41
36
45
142
9,8
2006
208
11
34
25
59
79
9,3
2007
202
18
37
30
27
91
9,0
пенсионеры по инвалидности
2003
90
11
7
8
25
39
9,5
2004
113
11
18
6
19
59
9,9
Продолжение таблицы 8
2005
103
9
12
1
9
72
11,6
2006
106
0,0
11
12
16
68
11,7
2007
84
5
16
3
14
46
10,3
безработные, ранее не имевшие работы
2003
1268
145
243
197
278
405
7,9
2004
1409
114
285
238
263
509
8,3
2005
1355
151
180
242
302
480
8,4
2006
1588
109
228
239
345
667
9,3
2007
1255
104
171
206
234
540
9,2
безработные, не имевшие
работы в течение последних
12 месяцев
2003
2055
116
81
77
160
1622
12,8
2004
2117
92
84
80
154
1706
13,0
2005
1748
61
79
73
127
1407
13,1
2006
1686
50
67
62
164
1344
13,2
2007
1385
49
68
53
101
1114
13,1

Таблица 9 – распределение численности безработных по наличию опыта работы и причинам незанятости
Всего
в том числе
имеют опыт
работы
из них оставили прежнее место работы в связи с
ранее не имели опыта работы
высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия
увольнением по собственному желанию
Тысяч человек
Безработные - всего
2003
5683
4415
1164
1503
1268
2004
5775
4367
1232
1444
1409
2005
5208
3853
1159
1144
1533
2006
4999
3411
960
1089
1588
2007
4246
2991
747
949
1255
Мужчины
2003
3007
2375
548
904
632
2004
2902
2208
563
791
694
2005
2801
2099
535
687
702
2006
2631
1864
454
670
767
2007
2271
1644
372
567
627
Женщины
2003
2676
2040
615
599
636
2004
2873
2158
669
653
715
2005
2407
1754
624
457
653
2006
2368
1547
506
419
821
2007
1975
1347
375
382
628
В процентах
Безработные - всего
2003
100
77,7
20,5
26,4
22,3
2004
100
75,6
21,3
25,0
24,4
2005
100
74,0
22,3
22,0
26,0
2006
100
68,2
19,2
21,8
31,8
2007
100
70,4
17,6
22,4
29,6
Мужчины
2003
100
79,0
18,2
30,1
21,0
2004
100
76,1
19,4
27,3
23,9
2005
100
74,9
19,1
24,5
25,1
2006
100
70,8
17,3
25,5
29,2
Продолжение таблицы 9
2007
100
72,4
16,4
25,0
27,6
Женщины
2003
100
76,2
23,0
22,4
23,8
2004
100
75,1
23,3
22,7
24,9
2005
100
72,9
25,9
19,0
27,1
2006
100
65,3
21,4
17,7
34,7
2007
100
68,2
19,0
19,3
31,8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как безработица. В заключение работы хотелось бы сделать некоторые  выводы
·                   Между колебаниями объема выпуска и уровня безработицы, происходящими в ходе экономического цикла, имеется четкая взаимосвязь. Согласно закону Оукена, на каждые 2% уменьшения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Эта закономерность может использоваться для прогнозирования изменений безработицы на основе данных о циклических колебаниях ВВП;
·                   Рецессии и связанная с ними высокая безработица весьма дорого обходятся для экономики. Периоды продолжительного экономического застоя обходятся стране в сотни миллиардов долларов, а также приносят огромные социальные издержки. Однако, хотя безработица была язвой капитализма начиная еще со времен Промышленной революции, понимание ее причин и издержек стало возможным лишь с развитием современной макроэкономической теории.
·                   Правительство ежемесячно собирает статистические данные о безработице, занятости и рабочей силе с помощью выборочных обследований населения. Люди, имеющие работу, включаются в число занятых; те, кто не имеет работы, но занимается ее поиском, считаются безработными; тех же, кто не имеет работы и не ищет ее, относят к экономически неактивному населению (вне рабочей силы). За последнее десятилетие рабочая сила насчитывала 65% населения старше 16 лет, тогда как уровень безработицы составлял 7% от рабочей силы.
·                   Экономисты выделяют три вида безработицы: а) фрикционная безработица, когда люди перемещаются с одного рабочего места на другое, а также приходят на рынок труда или покидают его; б) структурная безработица, представленная работниками из тех регионов или отраслей, которые пребывают в упадке; и в) циклическая безработица, имеющая место, когда во время общего спада экономики происходят массовые увольнения.
·                   За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.
·                   В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
·                   Похоже, что еще несколько лет нам, всем россиянам, придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. Новосибирск: ЮКЗА; МОДУС 2001.528с.
2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы: (история и современность):Курс лекций. М.: Изд-во БЕК,2002.228с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций для студ. вузов, обуч. По экономич. спец.М.:Юристъ,2000.284с.
4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ:Учеб.-практ.пособие.М.:дело,2001. 376с.
5. История экономических учений / под ред. В. Автамонова, О. Ананьина, Н. Макашовой: учебное пособие. М.: ИНФА – М, 2001.784с.
6. История экономических учений (современный этап): учебник / Под ред. А.Г. Худокормова. М.:ИНФА – 2006 733с.
7. Костюк В.Н. история экономических учений. Учеб. пособие. М.: Центр.224с.
8. Курс экономики: Учебник / под ред. Райзберга Б.А. М.: ИНФА – М, 2003.716 с.
9. Курс экономической теории: Учеб. пособие / под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. Киров: Изд-во «АСА»,2005.752 с.
10. Макроэкономика « Основы национальной экономики». Учебное пособие / Под ред. д.э.н, проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во «Дело и сервис»,2005.832с.
11. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 520 с.
12. Нуреев Р.М. курс макроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА,2006.572 с.
13. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учеб.пособие.-2-е изд.,- ИНФА – М,2007. – 272с.- (Высшее образование)
14.Тотова Н.Е. История экономических учений: курс лекций. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2005.228с.
15. Экономика: Учебник / под ред.А.С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 2004.896 с.
16. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: учебник по эконом.напр. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Спб.: Питер,2007.554с.
17. Экономическая теория: учебник / под общ.ред.акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.п. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.М.: ИНФА-М,2005.714с.

1. Сочинение на тему Чехов а. п. - Почему мне близко творчество а. п. чехова
2. Реферат Гражданское общество 8
3. Контрольная работа Міхась Лынькоў i Пятрусь Броўка як адны з самых выдатных творчых постацей у літаратурным працэсе
4. Доклад на тему Пасхальные яйца
5. Реферат Церковь как божественное установление и социальная организация
6. Реферат на тему Китай у середині XVII на початку ХХ століття
7. Контрольная_работа на тему Банковская система РФ 2 3
8. Доклад на тему Селянська революція 1917 1921 років
9. Контрольная работа на тему Охрана труда на кирпичном заводе
10. Курсовая Учет расчетов с бюджетом на примере ОАО Зауральский домостроительный комбинат