Курсовая

Курсовая Социальная политика государства демографический аспект

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-25



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория»

                                                                                                                 УДК

                                                                                                                 ББК
Социальная политика государства (демографический аспект)

Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая теория
                                    Исполнитель: Мельник М. И.

                    студентка 1 курса д/о

                                     специальность «080709 - БуА»

                                ____________ (подпись)

    

                                                    Научный руководитель: Давлетшина Д.Ф.

                                                 кандидат экономических наук, доцент

                                   _____________ (подпись)
                                         Зав кафедрой: Давлетшина Д.Ф.

                                                 кандидат экономических наук, доцент

                             ___________ (подпись)
                                                               Дата допуска к защите: «___»______2010г.


1. Защищена с оценкой

«________» «_____» _____________ 2010 г.

Члены комиссии:

 _______________________________(Ф.И.О.)

 _______________________________(Ф.И.О.) 

 _______________________________(Ф.И.О.)

2. Поступила на кафедру       

Рег. № ________________________

Методист______________________ (Ф.И.О.)
 




                                                        
Орск 2010




Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Факультет                         Экономический

Кафедра                         Экономическая теория

Специальность                09 БуА - 1

Курс                                               1

                         

                                                   Задание

                                   по курсовой работе студентки

                                                 Мельник М. И.
1. Тема работы: Социальная политика государства (демографический аспект).

2. Срок сдачи студентом завершенной работы___________________________

3. Цель курсовой работы:

4. Задачи (вопросы), подлежащие исследованию (разработке):
Научный руководитель: Давлетшина Д.Ф.                                   (подпись, дата)

Зав. кафедрой:  Давлетшина Д.Ф.                                                  (подпись, дата)

Задание принял к исполнению: Каргалова О.В.                           (подпись, дата)
                               Отзыв о курсовой работе
         Студент _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научный руководитель___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«__________»_____________________2010 г.

                                    
                                                ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5

ГЛАВА 1.

     СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ЕЁ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

      1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства…..6

      1.2  Основные направления социальной политики ……………………

      1.3 Демографические структуры (составы) и процессы……………….

    1.4 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию……………..

     1.5 Социально-демографическая политика государства…………....

ГЛАВА 2.

     ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

      2.1 Демографическое положение в России………………………..

      2.2 Специфика демографического положения в г. Орске………

ГЛАВА 3.

     ПРДЕВИДИМОЕ БУДУЩЕЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ……………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
 
           
                                    ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям в России совпал с изменением демографического ее статуса. Из страны, характеризующейся положительной динамикой естественного прироста Россия преобразовалась в страну, теряющую население. Это совпадение обусловило научную дискуссию о силе влияния рыночных отношений на изменение репродуктивного поведения населения России. В частности, новые аспекты сферы занятости обусловливают и трансформацию отношения к составу и величине семьи. Поэтому исследование особенностей репродуктивного поведения населения в современной России позволит оценить демографическую "стоимость" реформирования экономических принципов прошлого.

Таким образом, изучение репродуктивного поведения необходимо для понимания и прогнозирования тенденций рождаемости в России, для разработки долговременной концепции эффективной демографической и семейной политики, так как показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей на определенное количество детей.

Кроме того, как известно, социальная политика российского государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время направлена на перевод детей из интернатов на семейные формы устройства. Среди таких форм выделяют опеку и попечительство, приемную семью и усыновление.
ГЛАВА 1.  СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ЕЁ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ

                                         НАПРАВЛЕНИЯ                                               

 1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии. Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым — устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако   социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подра­зумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и пе­рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс­ле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

       1.2  Основные направления социальной политики

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

1)     социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

2)      социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;

3)     всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;

4)     минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

5)     государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

6)     заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

7)     солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

8)    экономическую и социальную свободу работников в области труда – выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

9)     личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

10)                        многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

11)                       многосубоъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

12)                       многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области заработной платы
должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная политика на рынке труда.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика.

Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.


1.3 Демографические структуры (составы) и процессы.

     Под структурой  (составом)  населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным, выделенным по различным основаниям, типологическим группам. Это одна из наиболее общих характеристик населения и социальной структуры при их анализе. Состав населения может быть представлен по двум (например, пол) или нескольким градациям признака (группам), причем каждая из них может быть разделена на подгруппы по другому признаку или признакам (например, разделение людей по возрасту рассматривается чаще отдельно для каждого пола) и характеризоваться числом людей в выделенных группах, долей этих групп во всем населении или числом людей одной группы, приходящихся на 100 (или 1000) человек другой группы.

Однако демографию интересуют не все структуры, которые можно выделить по разным признакам, а только те, которые непосредственно связаны с воспроизводством населения. Именно эти структуры и называют демографическими.

Таковыми являются:

1)    половая структура – распределение населения на мужчин и женщин;

2)    возрастная структура – распределение населения по возрастным группам;

3)    брачная структура – распределение населения по брачному состоянию (статусу);

4)    семейная структура – распределение людей по семьям разной величины, структуры, составов и типов.

Именно эти структуры, с одной стороны, оказывают прямое и непосредственное влияние на воспроизводство в целом, а также на составляющие его процессы рождаемости, смертности, брачности, а с другой, - сами прямо и непосредственно зависят от этих процессов.

Последние же, т. е. процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроизводства населения, и называются демографическими процессами.

Все прочие мыслимые структуры (составы) населения являются недемографическими структурами. Это не означает, что демография ими не интересуется. Однако интерес к ним – качественно другой, нежели к демографическим структурам.

Половая, возрастная, брачная и семейная структура непосредственно входят в предмет демографии, в то время как все прочие выступают (или могут выступать) лишь как экзогенные переменные (факторы) демографических процессов, оказывающие на них (и на воспроизводство населения в целом) то или иное, но всегда косвенное, не непосредственное воздействие. Они действуют опосредованно, через демографические структуры. Это отнюдь не умаляет их роли в демографическом анализе, а лишь точнее определяет ее.

К недемографическим структурам можно отнести:

1)     этническую структуру – распределение людей по признаку этнической (национальной) принадлежности;

2)     конфессиональную структуру – распределение людей по вероисповеданию;

3)     экономическую структуру – распределение людей по группам в зависимости от наличия источников средств существования, занятий и отраслей;

4)     образовательную структуру – распределение жителей по группам в соответствие с уровнем образования;

5)     социальную структуру – распределение населения по социальным группам.

1.4 Факторы, влияющие на демографическую ситуацию.

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию.

1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране, и на уровень социальной защищенности, и на законодательную поддержку семьи и брака.

 Направление же демографической политики зависит от цели, преследуемой той или иной страной. Например, в Китае и Японии, где на сравнительно небольших площадях проживает огромное количество людей, политика государства направлена на снижение рождаемости. Основной лозунг этих стран: «Одна семья – один ребенок». Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

2) Экономический фактор. Этот фактор оказывает влияние на все демографические структуры и процессы. По мнению доктора медицинских наук профессора В. Овчаровой, доля трудных условий жизни, ухудшение материального комфорта составляет в общей картине снижения рождаемости примерно 30%. А падение уровня благосостояния и как следствие ухудшение питания, рост цен на лекарства и медицинское обслуживание напрямую ведет к увеличению смертности.

Экономический фактор влияет также на внутреннюю и внешнюю миграцию, так как расселение населения в немалой степени зависит от факторов заработной платы и возможности трудоустройства.

3) Фактор социальной защищенности. Все слои населения должны получать от государства социальную защиту, если этого не происходит, то увеличивается масштаб внешней миграции, которая приводит к уменьшению численности населения.

Государству необходимо предоставлять населению пенсии, детские пособия, субсидии, льготы. Это не только материальная помощь, такая забота со стороны государства порождает в людях чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

4) Фактор войн. Война является одной из главных причин неестественной убыли населения. Во время войн погибает огромное количество людей, еще больше лишаются здоровья. Два из четырех демографических кризиса в истории России были связаны с войнами разного характера. Первый кризис  (1914 - 1920) происходил в годы Первой Мировой Войны, а также Гражданской войны. Третий кризис (1941 - 1945) связан с Великой Отечественной Войной, где наша страна потеряла по разным оценкам от 16 до 20 млн. человек.

5) Национальный и религиозный факторы. На сегодняшний день в России обострилась национальная обстановка. В связи с многочисленными террористическими актами у населения появилась настороженность к представителям других национальностей. Ежедневно происходят акты мести со стороны русского населения по отношению к азербайджанцам, армянам, таджикам и др. Появилась тенденция к созданию одноконфессиональных и однонациональных семей. Такие события также приводят к снижению уровня миграции из многих государств.

6) Фактор государственной и законодательной защищенности института семьи и брака. На сегодняшний день одной из главных составляющих демографического кризиса является отказ от материнства, выражающийся в абортах, отказе от детей, отречении от родительства как такового, а также тенденция к созданию малодетных семей. Большое влияние оказывает утрата среди населения ценностей семьи и брака, выражающаяся в так называемых гражданских и гостевых браках, многочисленных разводах, внебрачном рождении детей и т. д. Это происходит потому, что государство недостаточно уделяет внимания вопросам семьи и брака. Необходимо возрождение института семьи и брака на государственном уровне, всесторонняя поддержка матерей и отцов, супругов, детей и т. д.

7) Фактор эпидемий. Отрицательное воздействие этого фактора невозможно побороть без грамотной политики государства в области здравоохранения, достойного материального снабжения медицинских учреждений, строгим наблюдением за здоровьем населения. Ведь эпидемии способны за очень короткое время существенно снизить численность населения, они очень опасны.

1.5 Социально-демографическая политика государства.


Социальная политика российского государства в отношении детей-сирот.

Приемная семья – это замещающая семья, в которой приемная мать одновременно является воспитателем и получает за свой труд заработную плату. На каждого ребенка в приемной семье выплачивается пособие на его содержание до наступления совершеннолетия.

Усыновление является постоянной формой семейного устройства ребенка, при которой между усыновителями и усыновляемым ребенком не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

По данным Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, в настоящее время в Алтайском региональном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, находится около семи с половиной тысяч анкет (т.е. столько детей нуждаются в семейном устройстве).

За 2006 год было усыновлено 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году эта цифра увеличилась до 148 детей. За 2007 год образовалось 91 приемная семья. В этих семьях размещено 135 детей.

Соотношение общего количества детей, нуждающихся в семейном устройстве, и количества детей, получивших новую семью через усыновление или приемную семью (в среднем около 4% от общего количества детей-сирот), остается неутешительным.

Одна из основных задач – семейное устройство нуждающихся детей – не является единственной. Не менее важно обеспечить детям и семьям, принявшим в свою семью ребенка, надлежащую психологическую, педагогическую, юридическую помощь для того, чтобы эти семьи смогли успешно адаптироваться к новым условиям.

Действительно ли новые условия являются трудными для приемных и усыновительских семей? В настоящее время принято говорить о сопровождении приемных семей, и в регионах уже начали создаваться подобные службы. Первые шаги к психологической, юридической и другой помощи приемным семьям уже сделаны. Но есть ли необходимость помогать усыновительским семьям? Проведенное нами эмпирико-социологическое исследование наглядно иллюстрирует, что помощь нужна. Исследование проходило в три этапа и включало в себя написание социальных биографий 4 семей, усыновивших ребенка, экспертный опрос 18 специалистов города Барнаула, в функциональные обязанности которых входит оказание помощи семьям, усыновляющим или усыновившим ребенка, и анкетирование 100 жителей города Барнаула, ориентированных на детную семью и не исключающих для себя восможность усыновить ребенка.

По данным социальных биографий определился ряд проблем, с которыми сталкиваются семьи, усыновившие ребенка. Среди них: недостаточное количество информации о процедуре усыновления, о воспитании усыновленного ребенка. Отсутствие либо неполнота данных о наследственности ребенка, состоянии его здоровья на момент усыновления и при рождении, недобросовестное отношение специалистов в отношении сохранения тайны усыновления, непонимающее со стороны общества отношение к усыновительским семьям.

Среди проблем, с которыми сталкиваются усыновительские семьи, экспертной группой (специалисты органов опеки и попечительства, социальные работники, психологи и другие) названы следующие. 78% экспертов считают основной проблемой со временем проявящуюся наследственность к асоциальному поведению у усыновленного ребенка. 72% экспертов называют наследственные заболевания. Только чуть больше половины экспертов (61%) считают, что в усыновительской семье неизбежны психологические проблемы. Половина экспертов убеждена, что будет трудно скрыть от социального окружения факт усыновления ребенка. Только треть экспертов считает трудной существеющую процедуру усыновления. 28% опрошенных считает, что ребенок может в будущем отказаться от родителей, 17% специалистов предполагает, что существует непонимание со стороны общества. Только два эксперта (11%) называют проблемой то, что родители, усыновившие ребенка, не знают особенностей воспитания усыновленного ребенка. А один эксперт (6%) выражает уверенность, что из усыновленного ребенка невозможно вырастить хорошего человека.

На третьем этапе исследования методом анкетирования было опрошено 100 человек, проживающих в городе Барнауле, ориентированных на детную семью и не исключающих для себя потенциальную возможность усыновления. Данные о «проблемах, с которыми сталкиваются усыновительские семьи, по мнению опрошенных» отчасти характеризуют реальную ситуацию, о которой у респондентов могло сложиться мнение на основе опыта общения с усыновительскими семьями. С другой стороны, результаты, полученные из ответов на этот вопрос, характеризуют страхи, существующие у населения по поводу усыновления детей. Так, 40% опрошенных считает, что у усыновленного ребенка появятся ранее не обнаруженные наследственные заболевания. Немногим меньшее количество респондентов считает (36%), что усыновленный ребенок унаследовал от своих биологических родителей асоциальное поведение. 29% опрошенных считает, что ребенок вырастет и будет искать своих родных родителей, а 19% считает, что ребенок может так и не полюбить усыновителей. Среди «житейских» трудностей респонденты называют трудности в оформлении документов (39%), в сокрытии факта усыновления от окружающих (38%), не знание как нужно воспитывать усыновленного ребенка (15%), трудности при выборе ребенка (14%). Только 9% считает, что окружающие настороженно относятся к усыновительским семьям, 4% полагает, что из усыновленного ребенка не вырастет хороший человек.

Из приведенных результатов исследования явствует, что усыновительские семьи сталкиваются с рядом трудностей, что делает необходимым оказание им определенных видов помощи. Также, исследование выявило неинформированность специалистов в вопросах реально существующих трудностей усыновительских семей и раскрыло предвзятое отношение к усыновляемым детям, проявляющееся в уверенности, что со временем проявится наследственная склонность к асоциальному поведению. Опрос населения показал, что одно из сдерживающих распространение усыновления факторов является ненадежность информации о здоровье и наследственности ребенка.

Программа «Материнский капитал» как фактор регулирования репродуктивного поведения женщин.

Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства населения. В течение длительного времени, а в России вплоть до середины 1980-х годов, она составляла основной ресурс роста населения. Поэтому анализу рождаемости всегда уделялось особое внимание. Демография исходит из того, что рождаемость зависит не только от биологической способности к воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры общества, существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий жизни людей. Поэтому рождаемость подвержена сильным изменениям, а ее закономерности носят исторический характер.

Показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о "регулировании рождаемости", "внутрисемейном контроле над рождаемостью", а в качестве синонима употребляют понятие "контрацептивное поведение".

Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях.

Существует определенный стереотип мышления, который связывает ориентацию на многодетную семью с экономической и культурной отсталостью, "стихийностью размножения", а малодетною - с "высоким" уровнем культуры и "сознательным ограничением рождаемости". Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей.

На репродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономической ситуации.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая обычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность в детях является результатом усвоения определенной модели репродуктивного поведения и связана с устоявшимися нормами и правилами в обществе. Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Таким образом, потребность в детях - это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей.

Важнейшей характеристикой репродуктивного поведение является уровень потребности в детях: «идеальное» число детей отражает господствующую в обществе социальную норму репродуктивного поведения; «желаемое» - свидетельствует о готовности иметь определенное число детей при наличии всех необходимых условий; «ожидаемое» - говорит об оценках современной жизненной ситуации и ближайших перспективах изменения семьи.

Серьезным шагом для регулирования репродуктивного поведения современных женщин и ориентацию их на двухдетную семью стала Федеральная программа «Материнский каптал» Правила о порядке предоставления материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей установлены Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 26 декабря 2006 г. № 256-ФЗ. Претендовать на получение средств могут граждане Российской Федерации, родившие или усыновившие второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.

Если женщина родила третьего ребенка, рассчитывать на материнский капитал она может лишь в том случае, если раньше своим правом на него не воспользовалась. Капитал могут получить и мужчины, если они являются единственными усыновителями второго ребенка, причем только при решении суда об усыновлении, вступившем в законную силу после 1 января 2007 года. Для усыновителей третьих и последующих детей действуют те же нормы, что и для матерей: претендовать на средства они могут лишь в том случае, если не реализовали свое право ранее.

Основанием для получения средств является государственный сертификат. За получением этого именного документа нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда, написав заявление и предъявив документы (паспорт и свидетельства о рождении детей). В течение месяца заявление должно быть рассмотрено.

Стоит иметь в виду, что материнский капитал предоставляется не сразу, а лишь спустя три года после рождения ребенка. Разумеется, на руки деньги выдаваться не будут, капиталом можно распорядиться только одним из указанных в законе способов: использовать средства на улучшение жилищных условий или оплату образования ребенка либо учесть средства материнского капитала при формировании накопительной части трудовой пенсии матери (или усыновителя).

Статистический учет инвалидности.

Одной из проблем в исследовании инвалидности является проблема определения численности инвалидов на фоне непрерывно меняющейся ведомственной отчетности. За последний год в области статистического учета инвалидности, в частности в Республике Мордовия, произошли существенные изменения. Но тем не менее учетом занимаются отдельные органы исполнительной власти, и статистический учет представляет из себя отдельные фрагменты, которые не всегда позволяют получить целостную картину.

В России статистика инвалидности взрослых носит исключительно ведомственный характер. В отношении первичной инвалидности – это ежегодные отчеты о деятельности бюро медико-социальной экспертизы, в которых (помимо показателей о работе самих бюро) акцент делается на причины, повлекшие инвалидности и на категории пенсий по инвалидности. В отношении контингента инвалидов – ежеквартальные и ежегодные отчеты Пенсионного фонда РФ (а до 2003 г. – Министерства труда и социальной защиты РФ) о пенсионных выплатах, то есть не об инвалидах, а о финансовых потоках. Существуют также формы отчетности об институциональной части инвалидов, разбросанные по двум Министерствам (Образования и Здравоохранения и социального развития). Общим для всех этих статистических форм является отсутствие социально-демографических характеристик инвалидов. Например, такая фундаментальная характеристика как возраст представлена только в показателях первичной инвалидности и то в весьма укрупненном виде.

Исключение из приведенного ряда статистической отчетности – ежегодный отчет Министерства здравоохранения и социального развития о детях-инвалидах до 18 лет, который выполнен в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Другими источниками информации об инвалидах являются переписи населения и выборочные обследования домохозяйств. Однако, при проведении последней переписи населения в октябре 2002 г. Россия не последовала рекомендациям ООН и не включила специальные вопросы об инвалидности в переписной лист. Поэтому, как и в предыдущих советских и российских переписях можно выявить только инвалидов-получателей пенсий по инвалидности, и то далеко не всех.

К основным демографическим факторам инвалидности относятся заболеваемость и смертность как процессы, обусловливающие «объективную» детерминацию изменения численности инвалидов. Эти процессы в значительной мере зависят и от социальных факторов. Признавая их факторами инвалидности, мы подчеркиваем, что инвалидность отличается от заболеваемости и смертности тем, что является категорией, содержание которой может меняться вместе с изменениями социума.

ГУ «НИИ регионологии при Мордовском государственном университете» проводит повторяющееся социологическое исследование «Резервы гармонизации социальных отношений», в котором на четвертом (2002 г.) и пятом (2005 г.) этапах задавались вопросы, напрямую касающиеся социальной защиты инвалидов и отношения к ним мордовского социума. На четвертом этапе при ответе на вопрос «Какое направление содействия инвалидам Вы считаете наиболее приоритетным (эффективным)?», мнения распределились таким образом, что большая часть респондентов (68,6%) поддерживает оказание помощи инвалидам не через систему стационарных учреждений, а через систему «открытых» служб социальной защиты, т.е. за интеграцию инвалидов в общество. Такое единодушие связано с тенденциями, когда общество стало уделять больше внимания проблемам инвалидов воспринимает их наличие в обществе. Но это связано также с рядом, возникающих при этом трудностей. Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти требует многоаспектной и оперативной статистики для того, чтобы полнее оказывать инвалидам услуги по реабилитации в учреждениях нового типа, более мелких и рассчитанных на проживание инвалидов не в «закрытых» учреждениях.

В Мордовии, как и в России в целом, за последние годы отмечается тенденция к увеличению численности инвалидов. На учете в органах социальной защиты населения на 1 января 1996 г. состояло 54824 инвалидов, на 1 января 2008 г. – 87 832 инвалидов. В то же время численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет снизилась и составила на за 2007 г. 3457 чел. по сравнению с максимумом в 2000 г. - 5722 ребенка-инвалида. Отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности, который в 2006 году составил 115,1 на 10 тыс. населения, в то время как в 2002 году составлял 86,9 на 10 тыс. населения.

От общей численности населения РМ на 1 января 2008 г. (840 тыс. чел.) численность инвалидов составила 1036,2 на 10 000 человек населения, численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 228,6 на 10 000 детей соответствующего возраста.

Эти данные характеризует уровень инвалидизации населения как относительно невысокий, если брать во внимание рекомендации ВОЗ по определению уровня инвалидизации населения, где 10 % инвалидов от общей численности населения считается допустимым пределом и подобный уровень инвалидизации населения наблюдается в большинстве экономически развитых стран.
    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  

                                    СИТУАЦИИ В РОССИИ

2.1 Демографическое положение в России.

Ежегодно страна теряет от 500 тысяч до одного миллиона человек — т.е. не менее 0,65 процентов собственного населения. А в центральных областях европейской России ежегодные потери составляют до 1,0 процента.

За одну минуту в России сегодня рождается три человека и умирает четыре. В то же время в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане — 10 и 3. В Европе и Японии прирост населения примерно нулевой (рождается столько же, сколько и умирает), но в четырёх из семи самых развитых стран мира всё–таки наблюдается пусть и небольшой, но прирост населения.

В России воспроизводится сверхсмертность: умирает 2,3 млн. человек в год, в пересчете на 100 тыс. населения — в 2 раза больше, чем в Европе и США. В 3 раза больше в России, чем в среднем по миру, самоубийц (40 на 100 тыс. населения) и по этому показателю мы занимаем первое место в мире. Продолжительность жизни мужчины в России — составляет неполные 59 лет — ниже, чем в Египте (Африка) и Боливии (Латинская Америка). В то же время в Японии — 77 лет и 4 месяца, в Швеции — 77 лет, в Великобритании — 75, во Франции — 74,5, в Германии — 74,4, в США — 74. При этом надо учитывать то, что в конце 1960–х годов в СССР благодаря развитию советской медицины продолжительность жизни достигла уровня ведущих западных стран.

В итоге, по словам одного из ведущих демографов страны Л.Л. Рыбаковского, «сложившийся режим воспроизводства населения» сочетает в себе «европейскую рождаемость и африканскую смертность» 

Российская Федерация занимает сегодня 7–е место в мире по количеству населения (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой, более 17 млн. квадратных километров, территорией в мире. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.

Особенно ненормальным, с точки зрения современных условий и геостратегической ситуации, является положение в азиатской части России, которой принадлежит большая часть территории страны и где проживает лишь пятая часть населения. Поразительно слабо заселены районы Крайнего Севера и приравненные к ним по климатическим условиям. На эти районы, которые приравниваются к Крайнему Северу, у нас приходится до 70 % территории. И на этих 70 % проживают 11,5 млн. человек. 1 человек на 1 квадратный километр. Но даже эта крайне незначительная численность населения в азиатской и северной части Российской Федерации с 1992 года неуклонно уменьшается в абсолютном и относительном выражении по общим причинам и за счёт эмиграции.

Изменения происходят не только в количественных характеристиках населения, но и в самой его структуре:

– Возрастно-половой состав. В населении России заметно преобладают женщины, которые составляют 53,3% всего населения (2009 г.), то есть их численность на 11,6  млн. человек больше, чем мужчин. В стране живет 76,3 млн. женщин и 65,6 млн. мужчин. При этом мальчиков рождается чуть больше, чем девочек. И поэтому в молодых возрастах преобладают мужчины. К 30 – 35 годам соотношение выравнивается. А в более старших возрастах все сильнее начинают преобладать женщины, так как в России их средняя продолжительность жизни на 13 – 14 лет больше, чем у мужчин. В возрастной группе старше 70 лет женщин почти в 3 раза больше, чем мужчин.

В возрастной структуре населения постоянно наблюдаются изменения, из которых наиболее характерным является следующее. Наблюдается демографическое старение населения. В процентах от общей численности населения в России в соответствующем году дети составляли в 1990 г. – 24,5%, в 1997 г. – 22,2%, в 2005 г. – 16,8%; население в возрасте старше трудоспособного – соответственно 18,7%, 20,6%, 20,3%.

В наиболее урбанизированных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие) наиболее низка доля людей моложе трудоспособного возраста (18% и ниже), а доля людей старше трудоспособного возраста повышенная (более 22%). Доля людей трудоспособного возраста примерно соответствует среднероссийской (около 60%), но в перспективе она будет сокращаться. В национальных автономиях на юге страны (республики Ингушетия, Дагестан, Тыва и др.) максимальна доля людей моложе трудоспособного возраста (свыше 30%), минимальна в трудоспособном возрасте (менее 55%), а доля пенсионеров – пониженная (10 – 15%).

– Брачный и семейный состав населения. В России, несмотря на некоторое ослабление института семьи на протяжении нескольких последних десятилетий, брак остается преобладающей формой жизни людей. Во время переписи выделяют пять категорий брачного состояния населения: 1) никогда не состоявшие в браке; 2) состоящие в браке на момент переписи; 3) вдовые; 4) разошедшиеся, но не разведенные; 5) разведенные.

За 2008 год было зарегистрировано 1179,0 тыс. браков и 703,4 тыс. разводов. В пересчете на 1000 человек населения браков приходится 8,3, а разводов – 5,0.

– Этнический состав населения. Россия многонациональное государство. В нашей стране проживает более 130 наций и народностей. Все они независимо от численности отличаются самобытными национальными признаками. Самые крупные этносы имеют свою государственность – автономный округ, область или республику. По данным переписи населения (2002 г.), от общей численности жителей России русские составляют около 80%, татары – 3,8%, украинцы – 2%, чуваши – 1,2%, башкиры 1,2%.

             Конфессиональный состав населения. Население России исповедует в основном мировые религии: христианство (прежде всего православие), мусульманство и буддизм. В крупнейших городах немало приверженцев иудаизма. Православие исповедуют русские, украинцы, белорусы, армяне, мордва, грузины, чуваши, основная часть осетин и молдаване. Католицизм признают большинство поляков, литовцев, часть латышей, белорусов, молдаван. Протестантизм исповедуют эстонцы, большинство немцев и латышей, небольшая часть литовцев, поляков, белорусов. Мусульманство – татары, горские народы Северного Кавказа, азербайджанцы, башкиры, узбеки, казахи, часть осетин, таджики, туркмены и др. Буддизм признают буряты, тувинцы, калмыки. Иудаизм – евреи и караимы. Некоторые малые народы Сибири и Дальнего Востока придерживаются в основном традиционных верований.

– Экономический состав населения. В России за период 90-х годов экономический состав населения значительно изменился. Сократился уровень экономической активности населения, который в советское время был одним из самых высоких в мире (работали практически все женщины и многие люди в пенсионном возрасте). Появились безработные, которые в настоящее время составляют менее 10% экономически активного населения (7,5% в 2003 г.). Отраслевая структура занятости стала меняться с индустриальной на постиндустриальную (около 55% занятых – третичный сектор, около 35% - вторичный). Но при этом все еще чрезмерно высокой по сравнению с ведущими развитыми странами мира остается занятость в первичном секторе экономики (10%).

– Образовательный состав населения. Уровень образования чаще всего определяется как результат окончания соответствующего учебного заведения. Так, в нашей стране выделяют такие уровни образования: 1) высшее; 2) незаконченное высшее; 3) среднее специальное; 4) среднее общее; 5) среднее неполное; 6) начальное; 7) без начального образования. . Обычно он учитывается только для взрослого населения, т. е. для людей старше 15 лет. С течением времени увеличиваются доли людей с более высоким уровнем образования, сокращаются – с низким.

На 2002 г. в России на 1000 людей приходится следующее количество людей с определенным уровнем образования: 1) высшее – 160 чел.; 2) неполное высшее – 31 чел.; 3) среднее профессиональное – 391 чел.; 4) среднее общее – 175 чел.; 5) основное среднее - 138; 6) начальное - 77; 7) без образования – 10.
– Социальный состав населения. В настоящее время теория социальной структуры общества еще не разработана, но, тем не менее, можно выделить следующие социальные группы, которые имеют аналоги во всех развитых странах мира:

1)     административная элита, высшие государственные служащие;

2)     рабочий класс, который можно разделить на квалифицированных и неквалифицированных рабочих, а также на рабочих имеющих и не имеющих акции своего предприятия;

3)     предприниматели всех видов, среди которых можно выделить крупных, средних и мелких;

4)     интеллигенцию, которую можно разделить по профессиональному признаку: врачи, преподаватели, профессиональные военные;

5)     крестьянство;

6)     занятые индивидуальным трудом;

7)     население, живущее за счет пособий, - пенсионеры, безработные и др.;

8)     маргинальные слои общества – бомжи, криминальные элементы и т. п.

Точных количественных оценок этих групп нет, но самыми многочисленными в России являются рабочие и интеллигенция.

2.2 Специфика демографического положения в г. Орске.

          Смертность по г. Орску.

Число умерших

-        2000 – 4431

-        2001 – 4384

-        2002 – 4402

-        2003 – 4354

-        2004 – 4443

-        2005 – 4701

-        2006 – 4495

-        2007 – 4241

-        2008 – 4106

-        2009– 3500

За 9 лет в г. Орске умерло 43057 человек.

Из наблюдений видно, что динамика числа умерших нестабильна, то повышаясь, то понижаясь. (приложение. Рис. 1)

Самой распространенной причиной смертности в г. Орске на 2008г. является  болезни системы кровообращения (инфаркт миокарда (107) и др.) – 2212 чел. ( 990 мужчин и 1222 женщин).  Из них в трудоспособном возрасте умерли 377 ( 312 мужчин и 65 женщин).

Второе место занимают несчастные случаи, отравления и травмы. – 561 чел. (443 мужчины и 128 женщин) Из них в трудоспособном возрасте умерли – 444 чел. (363 мужчины  и 81 женщина).

 Так же в эту категорию включается  данные:

От убийств 74 чел. (50 мужчины и 24 женщины). В трудоспособном возрасте из них – 60 чел. 

От самоубийств – 109 чел. (90 мужчин и 19 женщин). В трудоспособном возрасте из них – 91 чел.

От отравлением алкоголем – 80чел. (60 – мужчины и 20 женщины).  В трудоспособном возрасте из них – 72 чел.

На третьем месте причиной смертности являются новообразования (Онкология) –551чел. (они отстают лишь на 10 человек).(304 мужчины и 247 женщин). )  Из них в трудоспособном возрасте умерли – 166 чел. (116 мужчин и 50 женщин).

Рождаемость по г. Орску.

Число родившихся

-        2000 - 2290

-        2002 - 2742

-        2004 - 2712

-        2005 - 2430

-        2006 - 2671

-        2007 -  2799

-        2008 – 2977

-        2009 - 3100

Их данных по рождаемости мы наблюдаем, что ее динамика роста колеблется, но все таки преимущественно повышаясь.( График № 1)

       Половозрастная структура населения.

Ярким показателем демографической ситуации и одновременно «запечатленной демографической историей» является половозрастная структура населения (график №  2). На нем показана структура г.Орска на период 1 января 2009 г.

Для анализа половозрастной структуры населения используется половозрастная пирамида. Она представляет собой двустороннюю полосовую диаграмму, построенную в обычной системе координат. По оси ординат в произвольном масштабе отображается шкала возрастных групп, по оси абсцисс - численности населения определенного возраста. Численность мужского населения  откладывается слева от оси ординат, численность женского - справа.
Исследовали, что перепись 2002 года зафиксировала характерное для населения значительное превышение численности женщин по сравнению с численностью мужчин. Перепись зафиксировала превышение числа пожилых людей над числом детей:

-         18,1 %  - от численности населения — дети

-         61,3 % — население трудоспособного возраста

-         20,5 % — старше трудоспособного возраста.

Так, исходя из данного графика, видно, что в 2009 году количества мужчин и женщин в возрасте от 20 до 24 лет равны и их больше, чем людей в другом возрасте. Смертность мужчин наиболее высока в возрасте от 80 лет. Смертность женщин преобладает в возрасте от 1 до 7 лет.

 (приложение, Рис. 2)

ГЛАВА 3. ПРДЕВИДИМОЕ БУДУЩЕЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  

                          СИТУАЦИИ В РОССИИ

Отечественный прогноз, составленный Госкомстатом РФ и демографом Е. Андреевым, таков: 2000г. – 145,6 млн. человек; 2010 г. – 142млн.ч.;  2020г.-131,2; 2030г.-121,1; 2040г – 108,3; 2050 г. – 93,8 млн. человек.

Ломоносов утверждал, что России требуется около 500млн. человек. Для нормального существования.

А ООН утверждает что России будет достаточно около 50 млн. человек. Что приведет к тому  что, она станет не более чем сырьевым придатком для Мира.

 До 121 млн. человек численность Россиян снизится только к середине века ( а не к 2030г., как считают отечественные прогнозисты), даже в этом случае качественные изменения окажутся катастрофическими. Доля тех, кому за 60, увеличится вдвое, половина населения будет старше 46 лет (медиальный возраст). Каждый третий – старше 60, такого нет пока не в одной стане мира. Что означает, уже сегодня можно видеть в некоторых сельских районах страны.

Главный источник ООНовского оптимизма – принятые прогнозистами высокие показатели рождаемости, которые будут постоянно повышаться до 2025г., а затем сохранятся на одном уровне: 170 детей на 100 женщин (суммарный коэффициент рождаемости равен 1,7 ).

Можно ожидать, что резко возрастет доля одиноких старых женщин, не имеющих родственников. Т.е. единственные в семье дети нередко умирают раньше своих родителей. Нынешние старики родились в годы высокой рождаемости, у большинства есть или были братья сестры, а следовательно, племянники и племянницы – те, кто поддерживают стариков материально и морально. Все это будет стремительно исчезать, поскольку большинство потенциальных молодых родителей желают иметь ребенка, но не детей.

Целью политики должно быть возвращение к простому воспроизводству населения, т.е. к  такому положении., какое было в России в начале 60-х годов или в первые годы перестройки.

Три варианта демографического прогноза до 2016 года.

Государственный комитет РФ по статистике ежегодно составляет среднесрочный демографический прогноз для России. Недавно опубликован очередной прогноз, оценивающий возможные изменения численной структуры населения страны до 2016г. По нему численность населения страны на начало 2016г. составит 138,1 млн. чел. (1999г – 146,4 млн.)

Три варианта: 

Высокий сценарийпредполагает оптимистический вариант социально – экономического развития страны: экономической активности, повышение уровня и качества жизни.  С этим связываются ожидания более высокой продолжительности жизни, более высокого уровня рождаемости и достаточно высокой миграционной подвижности.

      Средний сценарийдемографического прогноза связывается с постоянным улучшением социально – экономической ситуации в России, но значительно более медленными темпами, чем при высоком варианте. По мнению авторов этот вариант представляется наиболее вероятным.

     Низкий сценарий – исходит из пессимистического варианта социально – экономического развития. Сохранение сложившегося или ухудшение экономической ситуации, скорее всего, приведет к сохранению негативных тенденций в области смерти и миграции и делает мало вероятным повышение рождаемости. По «низкому » варианту численность на 2016г. = 130,3 млн. чел.

Соответствующие каждому варианту демографические сценарии вначале формулируются для населения России в целом, а затем конкретизируется  по 89 регионам на основе анализа региональных различий за последние 10-15лет. Окончательные показатели рождаемости, смертности и миграции по России в целом обычно не много отличаются от сценарных.
                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество, являясь саморегулирующей системой, в настоящее время практически не использует механизм саморегуляции по отношению к численности населения, не предохраняя ни от перенаселения, ни от вымирания. Урегулировать, хотя бы частично, демографические процессы в России, уменьшить депопуляцию могут только искусственные меры. В ряде стран, где проблемой является перенаселение разработаны меры по борьбе с постоянно растущей численностью населения, однако, с мерами по борьбе с вымиранием населения ситуация прямо противоположная. Способов повышения рождаемости не существует не только в нашей стране, но и за рубежом.

Потеря значительного потенциала демографического роста на фоне сверхсмертности населения России привела к убыли численности населения и ухудшению его половозрастной структуры. Ухудшение здоровья и сохраняющийся высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, низкие показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, особенно у мужчин, высокая младенческая смертность, рост общей и половозрастной заболеваемости на фоне старения и абсолютного сокращения численности населения и одновременно падения уровня и качества жизни представляют собой значительную угрозу национальной безопасности России.
 Список литературы.

1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.

2. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 384 с.

3. Демография: учебное пособие / Под ред. проф. В. Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. – 304 с.

4. С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области

социальной политики на       2000-2001 г.г.:  РЭЖ  - 2000, №8.

5. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России:

ЭКО - 2000, №10.

6. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Т.М. Малева, С.А. Васин, О.Ю. Голодец, С.В. Бесфамильная; Бюро экономического анализа. – М.: РОССПЭН, 2008.

7. Мухаметзянова А.Р. Основные направления государственной социальной политики в отношении инвалидов // Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: Вып. IV. - Саранск, 2008.

8. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики: www.gks.ru

9. Демографическая доктрина России – Федеральный экспертный канал www.cmnews.ru

10. Отдел государственной статистики по городу Орску Оренбургстата.  



1. Реферат Политика Острова Принца Эдуарда
2. Реферат Понятие трудового коллектива
3. Реферат Социальная работа с инвалидами 2
4. Реферат на тему Cerebral Palsy Essay Research Paper Katherine DillonChild
5. Контрольная работа на тему Расчет и построение электротяговых характеристик
6. Курсовая Облікові регістри
7. Реферат на тему Technological Revolution Essay Research Paper The technology
8. Контрольная работа Место и роль молодежи в политическом процессе
9. Курсовая Гражданско-правовой договор понятие содержание функции
10. Реферат Перестройка в СССР 1985-1991 годов