Курсовая

Курсовая Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-25






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
Курсовая работа
на тему: Антиинфляционная политика

в Республике Беларусь
Студентка 2 курс, ФМЭО                                         Ковалёва М. В.

УВЭД-4
Проверила ассистент                                                 Яхницкая Н. А.
МИНСК 2008
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………4

Глава 1.

Сущность, инструменты, эффективность и влияние

антиинфляционной политики на экономику ……………………….5

Глава 2.

Особенности реализации антиинфляционной политики в

странах с переходной экономикой…………………………………17

Глава 3.

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь…………...22

Заключение…………………………………………………………..36

Список использованной литературы …………………………..…40




Введение


          Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

          В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.

          Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями. Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства Беларуси на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

          Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

         Основной целью данной работы является попытка выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт. При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия и периодические издания, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают вопросы социально-экономических последствий инфляции, проблемы антиинфляционной политики, а также определяют пути ее реализации в Республике Беларусь.


1.
Сущность, инструменты, эффективность и влияние антиинфляционной политики на экономику.



          Существует большое количество определений инфляции. Вот некоторые из них:

·                    Инфляция – повышение общего уровня цен.

·                    Инфляция – обесценение денег, снижение их покупательной способности.

          Для измерения инфляции используют показатель изменения индекса цен к базовому периоду.[1, с 139] Что можно выразить в формуле:



I = (ИПЦ1-ИПЦ0)/ ИПЦ0
 




                            Где:

                            I  уровень инфляции

                            ИПЦ1 – индекс потребительских цен в

                            текущем периоде времени

                            ИПЦ0 – индекс потребительских цен в

                            предыдущем периоде

          Существуют различные методы борьбы с инфляцией. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит, в основном, от типа инфляции и причин ее вызвавших.

          Инфляция в большой степени зависит от объема денежного предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции.[2, 31] Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу.

          Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит «бегство от денег» населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике. Таким образом, инфляция дезорганизует все народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих и изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали "цены - зарплата - издержки - цены". Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль.

          В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают "на склад", затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производств.

          Инфляция наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления и бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

          В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

          Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения – пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.

          Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе.

          Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги.

          Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества.

          Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте – на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является: борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия – тотальный государственный контроль за ценами и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую. [4, с 103]

          Для разработки антиинфляционной политики необходимо совершенствование теории инфляции как социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства, нужно разрабатывать долгосрочную антиинфляционную стратегию и определять меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим мерам можно отнести:

        оздоровление экономики (ликвидация убыточности предприятий, устранение структурных перекосов);

        наведения порядка в инвестициях с использованием мирового опыта проектного финансирования, основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора;

        нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

        активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

        конверсию военного производства;

        развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

          Задача поддержания стабильности цен в качестве цели государственного воздействия на экономику впервые была поставлена в начале XX в., когда автоматический регулятор денежного обращения был заменен государственным регулированием экономической конъюнктуры. К шестидесятым годам в развитых странах сформировались основные методы антиинфляционного регулирования. Они являются общими для большинства государств, хотя их применение различается в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, господствующих теоретических концепций и т. д. В частности, в условиях развитых рыночных отношений можно эффективно поддерживать макроэкономическую сбалансированность и обеспечивать стабильный экономический рост посредством чисто монетарных методов регулирования. Если же существует значительная общая и структурная несбалансированность экономики, что характерно, например, для развивающихся стран, то использование преимущественно финансовых и денежно-кредитных инструментов антиинфляционной политики будет способствовать лишь поддержанию функционирования национального хозяйства при существующих диспропорциях, а достигнутая с их помощью стабилизация денежного обращения будет носить временный и неустойчивый характер, поскольку многие инфляционные факторы в этом случае находятся вне финансовой и денежно-кредитной сфер.

          Необходимо отметить, что проводимая государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь адекватные механизмы реализации на уровне хозяйствующих субъектов, обеспечивающие ее эффективность. Если институты рыночной конкуренции и экономической ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной политики с целью ограничения совокупного спроса будет не столько побуждать экономических агентов снижать издержки производства и соответственно цены на свою продукцию, сколько приведет к сокращению производства и спаду деловой активности.

          В сфере финансов антиинфляционные мероприятия направлены на сокращение дефицита государственного бюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования относится снижение государственных расходов, в том числе объемов государственных закупок и государственных капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных расходов. Косвенные методы регулирования включают главным образом меры по изменению налогообложения, т. е. повышение налога на прибыль, косвенных налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение необлагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов и т. п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объем инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и тем самым оказывают воздействие на уровень цен.

          С целью снижения темпов инфляции проводится рестрикционная денежно-кредитная политика, включающая ограничение эмиссии Центрального банка, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объема кредитования в национальном хозяйстве и темпов роста денежной массы. К примеру, Центральный банк может прибегнуть к повышению учетной и ломбардной ставок, увеличению нормы обязательных резервов, расширению операций по продаже ценных бумаг и девиз на открытом рынке, политике прямого количественного ограничения кредитов коммерческих банков и т. д. Центральный банк может также предпринимать меры по стимулированию роста объемов срочных денежных вкладов и снижению в структуре денежной массы доли наиболее ликвидных активов. Это приведет к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. Мероприятия государства по антиинфляционному регулированию процессов ценообразования носят административный характер, могут быть направлены на контроль над ценами в государственном секторе экономики, который способствует сдерживанию роста общего уровня цен; законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров; использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т. д. Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочной перспективе и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов.

          С контролем над ценообразованием тесно связана так называемая политика доходов, целью которой является ограничение платежеспособного спроса населения, а объектом формально выступают все виды доходов населения (реально же, как правило, она ограничивается мерами по контролю за номинальной заработной платой). Ее применение аргументируется значительной ролью в развитии инфляции фактора роста издержек производства и, прежде всего, заработной платы, при этом профсоюзы рассматриваются как своего рода монополисты на рынке труда, которые необоснованно повышают цену рабочей силы. Для вмешательства в первичное распределение денежных доходов государство может использовать централизованную систему заключения трудовых соглашений, в которых оговариваются помимо прочего темпы роста заработной платы; административно-законодательное установление пределов роста заработной платы; косвенное ограничение заработной платы посредством использования различного рода экономических стимулов и санкций (например, ставок налога), регулирование заработной платы в государственном секторе и другие формы контроля.

          Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, т. к. негативно влияют на жизненный уровень населения и встречают достаточно сильное противодействие профсоюзов. Они характеризуются малой эффективностью с позиций сдерживания инфляции, а с отменой ограничений зачастую происходит нейтрализация сдерживающего эффекта за счет ускорения роста цен. В связи с этим в рамках политики доходов с целью ограничения роста заработной платы и цен все чаще применяются фискальные инструменты регулирования уровня доходов – налоги, государственные субсидии и прочие.

          При необходимости наряду с использованием рассмотренных методов макроэкономической стабилизации для сдерживания инфляционных процессов прибегают также к средствам валютной политики, в частности к повышению курса национальной валюты, ограничению притока в страну "горячих денег" и т.п. Например, при наличии значительного активного сальдо платежного баланса ревальвация валюты приводит к относительному удешевлению импортных товаров, способствует уменьшению совокупного спроса и снижению деловой активности вследствие сокращения экспорта, т.е. оказывает рестрикционное воздействие. Также сдерживает расширение внутреннего денежного оборота ограничение притока краткосрочных иностранных капиталов в страну. Но следует иметь в виду, что поддержание завышенного обменного курса при продолжающемся возрастании внутренних цен и ухудшении платежного баланса может привести к значительному снижению конкурентоспособности национальных товаров и вытеснению их импортными, а при исчерпании валютных резервов – к вынужденной девальвации национальной денежной единицы, усугубляющей кризисное  состояние экономики.

          В условиях угрозы развития или протекания гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под названием шоковая терапия. Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно "замораживаются" заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. Безусловно, в силу своей жесткости политика "шоковой терапии" весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.

          Упорядочение и стабилизация денежного обращения может осуществляться путем проведения денежных реформ. В широком смысле слова под денежной реформой понимают переход от одной денежной системы к другой, т. е. введение в оборот новой денежной единицы, а в узком смысле – частичные изменения денежной системы. Денежная реформа может быть направлена как на изъятие из обращения избыточной денежной массы, так и на создание условий для становления и развития новой денежной системы, но в любом случае она носит в той или иной степени конфискационный характер. Необходимо учитывать, что как средство борьбы с инфляцией денежная реформа не является самодостаточным мероприятием и для достижения долговременных положительных результатов должна проводиться параллельно с ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и сопровождаться антикризисными мерами, направленными на предотвращение спада производства.

          Итак, реформирование организации денежного обращения в стране обычно осуществляется либо путем образования новой денежной системы, либо путем частичных изменений действующей, в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, политической ситуации в стране и других факторов. В первом случае проводится нуллификация (объявление обесценившихся денег недействительными), потерявшими силу законного платежного средства. Нуллификация часто сопровождается девальвацией, при которой старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу. Исходя из степени обесценения денежной единицы и экономической ситуации обмен может осуществляться различными способами – по единому соотношению независимо от суммы обмениваемых денег, по дифференцированному соотношению, в пределах установленного лимита и т. д.

          Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата, балансы хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений и т.д. При этом курс национальной валюты может быть повышен по коэффициенту, не совпадающему с коэффициентом деноминации, если это диктуется интересами государства во внешнеэкономической сфере.

          Выбор промежуточных целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий. Таким образом, можно сделать вывод, что инфляция – это проблема, с которой сталкивались практически все страны мира и каждая из них шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Выбор промежуточных целей, методов и инструментов во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.


2.
Особенности реализации антиинфляционной политики в странах с переходной экономикой.



          Проблема снижения инфляции не является уникальной особенностью республики. Большинство стран в той или иной мере сталкивались с необходимостью бороться с чрезмерным падением покупательной способности национальной денежной единицы. На протяжении последних 20-30 лет для достижения стабилизации и восстановления макроэкономического управления государствами с высокой инфляцией использовались разнообразные сочетания антиинфляционных мер. Различны и результаты, достигнутые в области снижения инфляции, поэтому исследование как положительного, так и отрицательного международного опыта в области снижения темпов инфляции представляется исключительно важным для разработки эффективной антиинфляционной политики Республики Беларусь.

          Страны Балтии (Эстония, Литва) в области валютного регулирования придерживались политики фиксированного обменного курса с помощью механизма валютного совета.

          В Литве валютный совет начал функционировать с апреля 1994г. и должен был обеспечивать свободную конвертацию национальной валюты на доллары США – и наоборот. В основном резервы иностранной валюты для обеспечения конвертируемости литов были предоставлены Банком Литвы, хотя частично использовались и ресурсы, полученные от МВФ. Дополнительным источником пополнения валютных резервов явилась приватизация государственного имущества.

          Для Литвы преимущества введения валютного совета заключались в том, что фиксированный курс исключал валютный риск и привязка лита к доллару психологически воспринималась как элемент устойчивости.

          Но необходимо сказать, что в Литве была введена модифицированная модель валютного совета, которая отличалась от чисто теоретической тем, что для Банка Литвы была предусмотрена возможность в исключительных случаях предоставлять «кредиты ликвидности» коммерческим банкам, оставалась в действии норма обязательных резервов, Банк Литвы продолжал осуществлять надзор за коммерческими банками.

          Юридическая модель валютного совета была установлена законом о надежности лита. Базовую валюту и обменный курс лита к ней Банк Литвы с согласия правительства может изменять только в исключительных случаях, когда возникнет опасность стабильности национальной экономики.

          Макроэкономическим итогом действия модели валютного совета явилось обуздание инфляции и снижение процентных ставок. Инфляция, достигавшая в 1993г. 509,6 % в 2000г. сократилась до 101,1%. С 1995г. начал расти ВВП.[5,с. 21]

          Все эти данные свидетельствуют о стабилизации экономического положения, но развитие страны в исследуемый период выявило ее ограниченность, и временный отказ от нее в конце 1995г.- начале 1996г. позволил решить серьезные проблемы банковского сектора.

          Для Эстонии характерен более жесткий вариант модели валютного совета. В этой стране в 1992г. в условиях быстрого роста цен, была проведена денежная реформа, в ходе которой в обращение была введена полностью конвертируемая валюта – эстонская крона. Ее обменный курс был жестко привязан к курсу немецкой марки в соотношении 8 крон = 1 немецкая марка. На момент введения кроны ее курс был в 4-10 раз ниже рассчитанного на основе паритета покупательной способности по отношению к основным конвертируемым валютам, что способствовало созданию благоприятных условий для национального экспорта и обеспечения экономического роста.

          Важнейшей целью Банка Эстонии стало обеспечение конвертируемости кроны и стабильности обменного курса. Принятое законодательство укрепило доверие к эстонской кроне, что стимулировало приток иностранных инвестиций.

          Результатом проведения такой жесткой макроэкономической политики в Эстонии явилось снижение инфляции до 104 % в 2000г. [5, с 21] Но, так же как и в Литве, здесь происходил рост реального курса кроны, что привело к снижению конкурентоспособности продукции и к росту отрицательного торгового баланса.

          Венгрия и Польша для стабилизации ситуации на основе валютного курса использовали вариант «ползущей привязки».

          Официальный обменный курс венгерского форинта ежедневно определялся Национальным банком на базе корзины, состоящей на 30 % из долларов США и на 70 % - из немецкой марки (с 1999г.). Курс форинта по отношению к корзине пересматривался через нерегулярные интервалы, для того чтобы корректироваться на разнице внутренней и внешней инфляции. Национальный банк покупал и продавал доллары США по установленному курсу, но в определенных пределах. Для устранения стимулов к «долларизации» денежной системы хозяйственным субъектам было запрещено иметь собственные валютные счета и осуществлять взаимные платежи в валюте. Но заявки импортеров на валюту удовлетворялись без ограничений.

          С 1990г. Венгрия проводит последовательную политику завышения официального курса форинта на 25-30 % , что успешно используется правительством в борьбе с инфляцией, но создает проблемы для платежного баланса. Поэтому в целях стимулирования своего экспорта в Венгрии проводят девальвацию своей валюты. В 1992г. форинт был девальвирован на 11%, в 1994г. на 9,9%.

          Всплеск инфляционной волны заставил правительство провести разовую девальвацию с последующим снижением курса форинта (к концу 1995г. девальвация составила 26%). Начиная с 1996г. в Венгрии наблюдалась снижение темпов инфляции (индекс потребительских цен в 2000г. составил 109,7%). [6,с.25]

          В отличие от Венгрии, осуществлявшей последовательный переход к новой экономической системе, Польша выбрала путь «шоковой терапии». Но результаты, достигнутые этими странами в динамике снижения инфляции, оказались весьма близкими.

          С 1990г. были ликвидированы валютные счета предприятий, было запрещено использование иностранной валюты в качестве средства платежа, был введен единый курс, определенный Польским Национальным банком. Курс злотого устанавливался не к доллару, а привязывался к корзине из пяти валют. С октября 1991г. Польский Национальный банк стал использовать механизм « ползущей привязки»: ежедневно курс злотого по отношению к корзине валют девальвировался на заранее запланированную и объявленную величину, которая последовательно снижалась.

          В результате проводимых мероприятий в Польше удалось значительно снизить инфляцию без ущерба для конкурентоспособности. В целом за период стабилизации индекс потребительских цен снизился со 145 % в 1992г. до 126,8 % в 1995г. Сальдо торгового баланса остается отрицательным, но за счет притока прямых иностранных инвестиций платежный баланс положителен. С 1995г. Польша переходит на режим управляемого плавания в рамках «валютного коридора». С апреля 2000г. «валютный коридор» отменен, и злотый отпущен в «свободное плавание», в этом же году индекс потребительских цен составил 110,2 %. [7, с. 84]

          Опыт антиинфляционной политики рассмотренных нами стран, безусловно, полезен для Беларуси. Опираясь на него, мы можем выбрать наиболее подходящий нам путь борьбы с инфляцией.


З. Антиинфляционная политика в
Республике Беларусь.


Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов в стране. В связи с этим проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны остается исключительно актуальной.[3,с. 658].

Начиная с 2000г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006г. достигнут наименьший ее уровень- 6,6%. В 2007г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превы­сило прогнозные параметры - 6-8%. Наибольшим в данном случае оказалось влияние роста цен на энергоносители - природный газ и нефть, импортируе­мые из Российской Федерации, а также на продовольствие на мировых рынках. Следует отметить, что резкий рост цен потребительского рынка произошел не только в Беларуси (табл. 1).

Таблица 1.
Уровень инфляции в Беларуси в 2000-2007 гг.






2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего

207,5

146,1

134,8

125,4

115,8

112,5

106,6

112,1

В среднем за месяц

6,3

3,2

2,5

2,3

1,3

1,0

0,5

1,0

Источник: система информации «Консультант Плюс»

          Наибольший рост потребительских цен отмечен в Латвии и Украине - 114,1 и 116,6% соответственно.

Как показывают данные табл. 2, в 2007г. в сопредельных с Беларусью странах уровень инфляции значительно возрос по сравнению с 2006г. Значительно превышен среднеевропейский уровень инфляции в Польше и Литве. Причем для всех этих стран характерен резкий рост цен на продовольствие, которое традиционно составляет существенную долю потре­бительской корзинки именно в странах Восточной Европы.

Таблица 2. Уровень инфляции в различных странах (декабрь к декабрю), %



Источник: рассчитано по данным Евростата и МВФ.

В Беларуси темпы роста цен по компонентам потребительской корзины были следующими: продовольственные товары - 115,9%; непродовольственные то­вары - 105,9%; платные услуги населению- 110,5% (рис. 1). Цены на непродовольственные товары по сравнению с другими компонентами увеличивались в течение года в соответствии с прогнозными среднемесячными темпами - 0,5%. Традиционно с сильно опережающими темпами возросли за год цены на бензин - 120.0%, существенно повысились цены на моющие средства, печатные издания, строительные материалы — 111,8; 110,7 и 107,8% соответственно.

Увеличились за год на 16,8; 23,6 и 32,4% цены на кирпич, шифер, цемент соответ­ственно. Рост цен на основные стройматериалы определяется как постоянно уве­личивающимся спросом, так и недостатком предложения по данным позициям со стороны предприятий строительной индустрии.

Рост цен по продовольственной группе товаров оказал наиболее заметное влияние на итоговый уровень инфляции. Следует отметить, что только в IV квартале 2007 г. темпы роста цен на продовольствие составили 109,1%, в то время как за предыдущие девять месяцев они равнялись 106,3%.



Рис. 1. Изменение индекса потребительских цен и его составляющих.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. уровень возмещения установлен в размере 62%. Для его дос­тижения в 2008-2010 гг. необходимо определить траекторию повышения тари­фов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, корреспондирующую с рос­том доходов населения.

Вклад составляющих потребительской корзинки в прирост цен за год соста­вил: продовольственные товары - 8,3; непродовольственные - 1,5; платные ус­луги населению - 2,3 п.п. Вклад сезонных товаров (овощи и фрукты) в прирост цен потребительского рынка равнялся 0,8 п.п. (рост цен по этой группе - 123,3%); регулируемой группы товаров и услуг - 3,1 п.п. (111,9%); нерегулируемой -8,2 п.п. (111,6%).

Таким образом, на долю базовой инфляции в истекшем году пришлось 67,8% общего прироста потребительских цен. Кстати отметить: высокий уровень ба­зовой инфляции не был результатом ухудшения параметров денежно-кредит­ной политики. Рублевая денежная масса увеличилась всего на 1,9% за 11 меся­цев 2007 г., т.е. со стороны монетарных факторов давление на цены было не­значительным. Рост цен инициирован со стороны издержек, при этом основную роль сыграл резкий рост цен на импортируемые энергоносители. Увеличение цен на энергоносители самым непосредственным образом сказалось на ценах производителей, а затем на ценах потребительского рынка. [13]

Индекс цен производителей промышленной продукции в 2007 г. составил 117,1%; продукции производственно-технического назначения- 118,9; потре­бительских товаров - 112,7%. В среднемесячном исчислении ИЦППП был ра­вен 1,3%, что значительно превысило установленный предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в размере не более 0,5% за один месяц (Постановление СМ Республики Беларусь от 30.12. 2006 г. и Письмо Министерства экономики № 12-01-09/687 от 2 февраля 2007 г. о предельном индексе изменения отпускных цен (тарифов) в 2007 г.). Достаточно близкие к установленному параметру среднемесячные темпы при­роста цен отмечены в машиностроении и металлообработке (0,55%), химичес­кой (0,6%) и легкой промышленности (0,67%). Более всего превышены целе­вые параметры в электроэнергетике (2,5%) и топливной промышленности (2,3%), цены на продукцию которых непосредственно зависят от цен на энерго­носители. На долю этих отраслей приходится 49,5% прироста цен производите­лей промышленной продукции. Значимым был вклад в рост цен и производите­лей пищевой промышленности - 12,4%. Если в энергетике и топливной про­мышленности ценовую динамику определял I квартал, то в пищевой промышленности цены на продукцию резко возросли в IV квартале (8,6 из 15,8% годового прироста). [13]

Таким образом, динамика цен производителей в 2007 г. во многом опреде­лялась влиянием внешних факторов, а именно изменившимися условиями по­ставок энергоносителей в I квартале. В последующие месяцы промышленность постепенно адаптировалась, и воздействие со стороны роста цен на энергоно­сители несколько нивелировалось. Вместе с тем в 2008 г. угроза давления на инфляционные процессы со стороны роста издержек производства остается, и это вызывает необходимость разработки антиинфляционных мер, предусматри­вающих использование не только инструментов налоговой и денежно-кредит­ной политики, но и внедрение прогрессивных систем управления издержками.

Рекомендации Международного ва­лютного фонда и других международ­ных финансовых организаций по обес­печению финансовой стабилизации сводятся к следующему комплексу мер: [15]

жёсткий контроль над объёмом денежной массы;

обеспечение (насколько это воз­можно) стабильности валютного кур­са и привязка эмиссии любых долго­вых обязательств государства к объё­му валютных резервов;

последовательное снижение, а за­тем ликвидация бюджетного дефицита.

Даная логика преодоления инфля­ции исходит из предположения, буд­то инфляционные процессы порожде­ны преимущественно монетарными факторами, и их можно нейтрализо­вать, приводя в действие главным об­разом монетарные рычаги влияния на макроэкономическую систему. Данный процесс, но данным Минэкономраз­вития России, в 2005 г. только на 61% обусловливался денежными фактора­ми, то есть ещё присутствует большое количество других факторов.

В первую очередь, вызывает возра­жения требование сжатия объёма де­нежной массы с целью обуздания ин­фляционных процессов. Если резкое увеличение денежной массы провоци­рует инфляцию, то из этого не следу­ет, что сжатие денежной массы явля­ется рецептом эффективной борьбы с инфляцией. Единственным объяснени­ем, почему сжатие объёма денежной массы должно привести к подавлению инфляции, является формула И. Фи­шера: MV
=
PV
.
Тем не менее, отсю­да не вытекает, почему, сокращая объём денежной массы М, можно сни­зить общий уровень цен Р. Практика показывает, что вследствие данной логики действий падает лишь валовой выпуск V
.
Наоборот, искусственное сокращение объёма денежной массы вызывает рост процентной ставки, что приводит к росту издержек предприя­тий. Поэтому вместо борьбы с инфля­цией правительство провоцирует ин­фляцию издержек. При этом не берёт­ся в расчёт, что в трансформирующей­ся экономике коэффициент монетиза­ции и без того находится в критичес­ком состоянии (0.10 в РБ в 2006 г., 0.19 - в России, 0.46 - в Польше). До критического уровня (не менее 60% от ВВП) денежную массу замещают доллары США, тем самым выводя из процесса регулирования большую часть денег. Таким образом, ввиду роста сто­имости коммерческих кредитов, в не­сколько раз превышающей рентабель­ность реального сектора, денежные ресурсы покидают его и уходят в сфе­ру торговли, финансовых спекуляций и т. д. Тем самым органы управления не добиваются объявленных целей по­давления инфляции, а только утрачи­вают важнейший рычаг контроля над монетарной системой страны.

Стратегические исследования вре­менных рядов, выражающих плодо­вые макроэкономические показатели 28 стран с переходной экономикой в 1990-е гг., показали, что положитель­ная корреляция между темпами инф­ляции и совокупным объёмом денеж­ной массы M
1
наблюдалась только в Украине и Румынии, а отрицатель­ная — в Венгрии, Словении, Чехии, Словакии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Эстонии, Литве, Китае и Вьетнаме, а также в Латвии и России. При этом устойчивую отрицательную корреляцию между темпами инфляции и отношением M
1
к ВВП демонстри­руют Польша, Словения и Китай (в этих странах она составляет более 80%), а также Румыния и Хорватия. Исследования, проведенные экс­пертами Всемирного банка, также по­казали наличие вполне определённой обратной корреляции между степенью монетизации экономики и темпами ин­фляции: чем меньше денег в обраще­нии, тем выше темпы инфляции. Этот вывод, противоречащий монета­ристской логике, неудивителен и, бо­лее того, легко объясним, если при­нять во внимание упомянутый выше эффект процентной ставки.

Другие объяснения этого факта зак­лючаются в том, что органы управле­ния могут контролировать (до извест­ных пределов) лишь объём денежного агрегата Ml
,
тогда как обращение ме­нее ликвидных агрегатов с гораздо большим трудом поддаётся управле­нию. Поэтому жёсткое ограничение массы Ml
реально вызывает не сни­жение объёма денежной массы, а лишь ухудшение её качества: взамен отно­сительно ликвидных и легко учитыва­емых денежных ресурсов начинается обращение разного рода финансовых неликвидов (векселей, сертификатов, иных долговых обязательств). Очевид­но, лишь по иронии предлагаемый эк­спертами МВФ комплекс мер называ­ют обретением контроля над объёмом денежной массы, тогда как па самом деле её реальный объём в результате применения таких рекомендаций выходит из-под контроля правительства и ведёт к долларизации экономики.

Сжатие денежной массы негативно сказывается на реальном секторе эко­номики. Потому как в здоровой, рас­тущей экономике имеет место муль­типликатор спроса, так же в кризисной экономике включается обратный мультипликатор. Попытка сжатия денежной массы, которая проводилась в России, Укра­ине и в Республике Беларусь, ничего хорошего не могла дать ещё и потому, что не учитывался низкий коэффици­ент монетизации, который имеет мес­то в экономиках этих стран. При этом он в несколько раз меньше порогово­го значения (60%). В Республике Бе­ларусь он равен 10%, то есть при объё­ме ВВП (по паритету покупательной способности) 100 млрд. долл. США нашей экономике недостаёт денежной массы в размере 50 млрд. долл. США, которую за­мещают иностранные денежные зна­ки, в основном доллары США. [10]

Возникает закономерный вопрос: в чём причина белорусской инфляции? Из экономической теории известно, что основной причиной инфляции яв­ляется превышение денежной массы над товарной. Нам представляется, что причин несколько.

          Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С этих позиций основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, по которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

          Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.

          Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения. С другой стороны, завышение цен обусловливает неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения.

          Что касается сближения структур цен Беларуси и мировых, то данный процесс детерминирован процессом экономического развития. С ростом уровня экономического развития республики структура цен Беларуси будет приближаться к западноевропейской. Ценовая структура достигнет соответствующего экономическому положению состояния в условиях свободного ценообразования, тем более что данный процесс имеет место даже в условиях не совсем свободного ценообразования Беларуси. [11, с. 25]

          На уровень инфляции может вли­ять так называемый инфляционный перегрев экономики, когда быстрый прирост инвестиций не вызывает адек­ватного увеличения текущего объёма ВВП в силу его приближения к уров­ню потенциального ВВП. Как извест­но, потенциальный объём ВВП опре­деляется последней единицей предель­ного ресур­са. В трудодефицитных регионах достижение потенциального ВВП связано с состоянием так назы­ваемой полной занятости. В капиталодефицитных регионах достижение потенциального ВВП связано со степенью перевода национального веще­ственного богатства в удобную денеж­ную форму. Такое состояние харак­терно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, у которых обычно стоимость земли, ис­копаемых богатств и недвижимости не представлена в банковском капитале ввиду отсутствия соответствующих правовых и институциональных изме­нений. В период инфляционного пе­регрева стимулирование инвестицион­ного процесса наталкивается на огра­ничения в виде дефицита ресурсов, количество которых не может быть в надлежащей степени увеличено, вслед­ствие чего прирост инвестиций вызы­вает подъём общего уровня цен без адекватного приращения ВВП.

Таким дефицитным ресурсом для Республики Беларусь, России и Укра­ины, безусловно, является денежный капитал. Например, чтобы достичь европейского качества рыночной сре­ды нам необходимо создать около 300 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Из расчёта USD 50 тыс. на создание одного субъекта требуется USD 15 млрд. Наши банковские акти­вы равняются USD 5—6 млрд, и в то же время наша земля, которая стоит USD 40 млрд, и жильё в сумме 30 млрд, не имеют денежного выражения в бан­ковском капитале страны. Вывод один: срочно вводить ипотеку, которая смо­жет вовлечь эту стоимость в хозяйственный оборот.

Важнейшим источником инфляции в наших странах следует считать тех­нологическую деградацию производ­ства. В самом деле, инвестиции в ста­реющие технологические уклады вы­зывают неизбежное нарастание инф­ляции издержек. Каждая технология развивается по закону S-образной кривой: фаза латентно­го развития, фаза резкого взлёта, приносящая значительную при­быль при сравнительно небольших зат­ратах, и, наконец, фаза отмирания, когда технология становится неэффективным объектом инвестирования. Отмирающие технологии, находящиеся в последней фазе «жизненного» цикла и приближающиеся к техноло­гическим пределам способны «поглотить» любой объём инвестиций, от которых ни страна, ни отдельное предприятие никогда не получат адекватной отда­чи (рис. 2). [14]

Рис. 2. Инвестиции в стареющие технологические уклады

Построение системы приоритетов по освоению новейших технологий и на её основе концентрация ресурсов (и техноло­гических, и финансовых) на из­бранных направлениях — это ближай­шая задача нашего правительства. От государства требуется избирательная поддержка отраслей, которые созда­дут максимальный спрос и тем самым выступят в роли «локомотива», вытя­гивающего всю макроэко­номическую систему. Сюда же отно­сится предпринимаемое правитель­ством избирательное финансирование ряда долгосрочных и масштабных про­ектов (например, логистики), поддер­жка которых в период инфляции не­минуемо выпадает из поля зрения ча­стных экономических интересов и по­тому становится заботой государства. В период инфляции государство может расширить сферу действия пря­мого контроля над ценами, прибегая к временному их замораживанию, а иногда к прямому установлению цен на продукцию базовых отраслей и стратегически важные товары. Это энергоносите­ли, услуги транспорта, связи, базовое сырьё, банковские кредиты. Следует заметить, что либерализация ценооб­разования и финансовой сферы никог­да в истории не приводила к подавле­нию инфляционных процессов.

Поскольку инфляционные процес­сы в современных макроэкономичес­ких системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направ­лениях, но должен быть примат мо­нетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь: [5]

дедолларизация экономики;

введение ипотеки, которая зна­чительно повысит монетизацию эко­номики;

обеспечение роста товарного по­крытия денежной единицы;

укрепление курса национальной валюты относительно паритета поку­пательной способности;

проведение взвешенной структур­ной политики государством.

В Республике Беларусь антиинфляционная политика раз­рабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной по­литики. Национальный банк совместно с правительством Респуб­лики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представ­ляет Президенту Республики Беларусь Основные направле­ния денежно-кредитной политики Республики Беларусь на оче­редной год и ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республи­ки Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основ­ных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

          Для повышения эффективности работы по обеспечению целевого параметра инфляции инструменты денежно-кредитной политики должны ориентироваться непосредственно на достижение основной цели по инфляции, без таргетирования других промежуточных монетарных показателей.

        Схема политики таргетирования инфляции предполагает:

•обоснование и установление целевого параметра инфляции на прогнозный период с учетом необходимости решения задач социально-экономического развития;

   прогноз помесячной траектории инфляции с учетом ее сезонных особенностей;

   оперативный мониторинг инфляции и сопоставительный анализ с ее прогнозной динамикой;

   корректировку денежно-кредитной и валютной политики с целью выхода на целевой параметр инфляции. [9, с. 234]

       В сравнении с таргетированием денежных агрегатов или обменного курса таргетирование инфляции отличает гибкость в использовании инструментов денежно-кредитной политики. Поскольку количественные зависимости между различными денежно-кредитными показателями и инфляцией в переходной экономике изменчивы, выполнение запрограммированных параметров может препятствовать достижению конечной цели и иметь негативные последствия для экономики.

          В рамках этого подхода формирование обменного курса национальной валюты должно осуществляться в режиме «управляемого плавания». Деятельность Национального банка должна ограничиваться сглаживанием локальных, конъюнктурных колебаний обменного курса сезонного характера и спекулятивных дисбалансов в спросе и предложении на валюту. Для этих целей необходимо создание достаточных золотовалютных резервов Национального банка за счет покупки валюты на рынке и продажи государственной собственности иностранным инвесторам. [5, с. 145]

        Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.

       Независимость Национального банка нельзя истолковать как абсолютную категорию, ибо он является одним из органов в системе государственного управления экономики и его деятельность должна гармонично вписываться в общую экономическую политику. Допустимый уровень инфляции в прогнозном периоде должен формироваться с участием основных экономических органов, определяющих характер макроэкономической политики. Независимость же Национального банка необходима для эффективного выполнения принятых обязательств, поскольку нести ответственность по результатам своей работы можно только в случае самостоятельного и полномочного осуществления своих функций.

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.[13, с. 246]

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий, что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования.

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. Значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям: [14]

 совершенствование отраслевой, технологической и территориальной структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;

• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.

         Также одним из факторов инфляции, хоть и не главным, являются трансакцнонные издержки,  которые влияют на увеличение цен. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания трансакционных издержек, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние на снижение инфляции.

          Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем, процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление контракта в процессе его реализации не являются в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же время необходимость уменьшения значения такой характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек - затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение условий и механизма выполнения контрактов).

          Основным направлением сокращения трансакционных издержек является сокращение затрат, связанных с процессом обращения товаров (на транспортировку товаров, их хранение, доработку, расфасовку, упаковку, расходы па зарплату продавцов, торговых агентов, рекламу, исследование рынка, содержание помещения, инвентаря, оплату процентов за кредит). Издержки обращения (расходы торговых, снабженческих, сбытовых, торгово-закупочных предприятий и организаций) возмещаются за счет торговых надбавок к цене реализуемых товаров.

          Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом состоит одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений. [6, с. 26]

          Основными факторами снижения трансакционных издержек являются совершенствование системы товародвижения, обновление материально-технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений.   Развитие крупных предприятий оптовой и мелкооптовой торговли позволит сохранить посреднические звенья при продаже и закупке продукции и уменьшить за счет этого трансакционные издержки.

          Белорусский опыт антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сказать, что наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для нашей республики является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно- кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции. Таким образом, инфляция представляет собой комплекс­ную проблему, и чисто монетарными методами преодолеть ее невозможно. Для ее решения необходима системная програм­ма, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресур­сосбережением, так и совершенствованием системы ценооб­разования, налогообложения, ужесточением бюджетных огра­ничений и смягчением проблемы неплатежей, ужесточением денежно-кредитной политики по мере проведения общеэкономических преобразований. Не су­ществует универсальных методов для борьбы с инфля­цией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени специфическую систему, и для обоснования антиинф­ляционной политики необходим соответствующий анализ ее конкретных экономических особенностей.

Заключение


          С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инф­ляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внеш­ней торговли, другими факторами.

2. Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению цен, зарплаты, за­нятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть как ин­фляция издержек, даже если в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой.

3. Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в перераспределении национального дохода; уменьшению политической стабильности общества; снижению конкурентоспособности национальных товаров; снижению реальной стоимости сбережений и т.д.

4. Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных диспропорций, которые заключают в себе потенциальную воз­можность нарушения сбалансированности денежного обраще­ния, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства.

5. Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень- 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превы­сило прогнозные параметры - 6-8%.

6. Поскольку инфляционные процес­сы в современных макроэкономичес­ких системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направ­лениях, но должен быть примат мо­нетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:

дедолларизация экономики;

введение ипотеки, которая зна­чительно повысит монетизацию эко­номики;

обеспечение роста товарного по­крытия денежной единицы;

укрепление курса национальной валюты относительно паритета поку­пательной способности;

проведение взвешенной структур­ной политики государством.

          Таким образом, реализация снижения уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Главными составляющими антиинфляционной политики в Республике Беларусь являются монетарная политика, политика ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек, политика цен. Белорусский опыт антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сказать, что наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции. Использование этого подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике Беларусь до уровня 5 % в период до 2010г., а после 2010г. – до 2-3 %. [8, с. 83]


Список использованных источников:

          1. Кравченко П.П. Причины инфляции в России. //Менеджмент в России и за рубежом - 2000 г. - №5, с. 138-140.

          2. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный процесс - М., с. 29-34.

          3. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. Потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления -Мн.:БГЭУ, 2005, с 650-659.

          4. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. - Мн.: Мисанта, 2003, с. 90-114.

          5. Антиинфляционная политика: пути реализации / Под ред. Пинигина В.В.- Мн.: НИЭИ, 2002, с.21-145.

6.     Мороз Е.П., Гнездовский Ю.Ю. // Вопросы статистики - №6, 2003. с.22-27.

7.     Васюченок Л.П., Гаврилюк В.В, Медведев Е.К. Инфляция: природа, сущность и регулирование- Мн.:  Институт экономики АН Беларуси , 1996, с. 84-91.

8.     Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта, 2002, с. 81-86.

9.     Государственное  регулирование  рыночной  экономики  /Под  ред. Антоновой Н.Б.. -Мн.: Мисанта, 1997, с. 234-247.

10. Кожевникова Т. Параметры изменения цен и тарифов на 2005 //Экономика, финансы, управление - №1,2005. с. 60-61

11. Комков В.Н., Демиденко М.В., Черноокий В.А. Анализ влияния денежной-кредитной и валютной политики на реальный сектор экономики // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование - №3, 2005. с.23-34.

12. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. / В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. -Мн.: Министерство статистики и анализа, 2007.

         13. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. № 2. .

         14, Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-М, 2003.

          15  Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2007. № 2.



1. Реферат Прибыль предприятия. Её планирование и распределение
2. Реферат Денежно-кредитная политика Банка Англии
3. Реферат Судовые дымовые трубы
4. Статья Стихийная узуализация номинативных единиц
5. Реферат Доведення до банкрутства Приховування стійкої фінансової неспроможності
6. Реферат Охорона материнства і дитинства
7. Реферат Сущность международного маркетинга 2
8. Реферат на тему Wwi Blames Germany Essay Research Paper Throughout
9. Реферат Анализ организации бухгалтерского учета
10. Реферат Валовой национальный продукт и его структура