Контрольная работа

Контрольная работа по Теории государства и права 5

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-25



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г.МИНСКЕ

КАФЕДРА  ПУБЛИЧНОГО  ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”
                                                  Вариант №
1

                                                Работу выполнил студент 1-го курса,

                                                                заочной формы обучения,

                                                                специальности “Юриспруденция” 

                                                                Коржовник Сергей Александрович                                                      

                                                          
Минск 20
10


Понятие теории государства и права.

Теория государства и права — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.Предмет теории государства и права- это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначения, формы, содержания наиболее общие закономерности, возникновения, функционирования и отмирания. Юридическая наука также имеет свой пред­мет исследования. Но его ограниченность от предметов других наук, прежде всего общественных, усложняется двумя фактора­ми. Во-первых, основные общественные науки так или иначе касаются проблем, специально и основательно рассматриваемых юриди­ческой наукой. Такого рода соприкосновение имеет прежде все­го методологическое значение. Во-вторых, сама юриспруденция, исследующая политико-правовые аспекты гражданского обще­ства, неоднородна и подразделяется по предмету и некоторым иным основаниям на хотя и родственные, но специфические отрасли юридической науки: теорию государства и права, исто­рию государства и права, науку гражданского права, науку адми­нистративного права, криминологию и др. Связи, которые суще­ствуют между ними, отражают взаимообусловленность, взаимо­дополняемость и даже взаимозависимость юридических наук, не исключающие, однако, их предметные различия. По мере развития человеческого общества происходит раз­витие и юридической науки. Этот сложный процесс представля­ет собой переход от одного уровня знаний к другому, более высо­кому, от одной парадигмы к другой, базирующейся на обновлен­ной методологической основе, от определенного единства правовой науки к ее все большей дифференциации. В результате юриспруденция приобретает собственную, особую структуру, объективно обусловленную опять-таки предметом изу­чения, который сам по себе чрезвычайно многогранен. В самом обобщенном виде юридическая наука состоит из общетеоретических и исторических правовых наук, отраслевых юридических наук, а также прикладных юри­дических наук. Уже из самих названий структурных образований юриспру­денции видно, что различные юридические науки выполняют осо­бые познавательные функции. Если отраслевые юридические науки изучают закономерности формирования, функционирова­ния и развития определенных отраслей права, а прикладные служат выявлению, оценке и внедрению наиболее эффективного инструментария, обеспечивающего надлежащую реализацию пра­вовых предписаний, то общетеоретические и исторические юри­дические науки, в первую очередь теория государства и права, исследуют наиболее общие, исторически складывающиеся зако­номерности возникновения, развития, функционирования госу­дарства и права в их неразрывном единстве. Закономерности такого рода являются исходными, предопределяющими, всеохва­тывающими в отношении как отраслевых, так и прикладных юридических наук. Таким образом, теория государства и права как общетеорети­ческая часть юриспруденции имеет собственный предмет исследо­вания, включающий наиболее общие закономерности возникнове­ния, функционирования и развития государства и права. В учебной и научной литературе встречаются и иные трак­товки предмета общей теории государства и права, отличающие­ся более широким содержанием. Наряду с упомянутыми закономерностями некоторые авторы к ее предмету относят опреде­ленные правовые категории, характерные признаки, формы, чер­ты государственных и правовых явлений и даже сами эти явле­ния. Одни науки, имеющие прикладное значение, выявляют и оп­ределяют закономерности так называемого процедурного харак­тера. Дру­гие, скажем отраслевые юридические науки, устанавливают за­кономерности более высокого, отраслевого характера, не имею­щие, однако, всеобщего правового значения. Закономерности, ох­ватывающие в той или иной мере все юридические науки, как отмечалось, являются предметом общей теории государства и права и достигают общенаучного, методологического уровня. Что же касается государственных и правовых категорий, политической и юридической практики, то их использование, изучение и обобщение выступают средством определения, позна­ния, а также установления практической значимости выявлен­ных закономерностей. Поскольку же познание закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права возможно путем изучения самих государственных и правовых явлений, допустимо рассматривать последние в качестве объек­тов теории государства и права. В предмете теории государства и права, нельзя не учитывать того, что представления о самих государстве и праве, о характере их взаимодействия и взаимосвязи в зависи­мости от объективных и субъективных факторов постоянно ме­няются. Объективные факторы коренятся в конкретно-истори­ческих условиях развития общества, предопределяющих сущ­ность, социальное назначение, формы и особенности функциони­рования государства и права. Субъективные факторы связаны с мировоззренческими позициями исследователей, их социальны­ми установками и даже с политической ситуацией в обществе. Причем субъективные факторы не всегда благотворно влияют на развитие науки, эффективность проводимых исследований, а также на преподавание и изучение соответствующих учебных дисциплин. Принципиальное научное значение имеет подход к исследо­ванию государства и права с учетом их соотносимости. Вопреки традиционному, сложившемуся в результате многолетних иссле­дований и во многом оправдавшему себя представлению о тео­рии государства и права как о единой науке и учебной дисцип­лине высказываются разнообразные и во многом субъективные мнения относительно деления ее на две самостоятельные отрас­ли знания и учебные дисциплины - теорию государства и тео­рию права. Учитывая прежде всего объективные факторы, определяю­щие предмет науки, нельзя игнорировать и субъективные уст­ремления глубже понять исследуемую материю путем расчлене­ния целого и последующего анализа составляющих его элемен­тов. Тем не менее при исследовании государства и права необ­ходимо исходить из понимания их неразрывного диалектичес­кого единства. Государство и право возникают одновременно, в результате одних и тех же причин, развиваются взаимозависимо и выпол­няют единые экономические, политические и социальные функ­ции. Их исторические судьбы неразрывны, они не могут суще­ствовать друг без друга. Государство не может выполнять свое социальное назначе­ние без того, чтобы не предписывать в нормативной форме инди­видам, государственным органам и различным организациям определенного поведения, не обеспечивать использования юри­дических прав и исполнения обязанностей то есть  го­сударство оказывает прямое воздействие на право независимо от того, какие факторы в конкретных исторических условиях яв­ляются определяющими - политические, социальные или науч­ные. В то же время и право оказывает обратное влияние на государство. Оно связывает государственные органы конститу­ционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит ее в законное русло. Теоретическим и практическим подтверждением, ярким выражением неразрывного единства и взаимообусловленности государства и права является широкое признание концепции правового государства и его формирование в современных циви­лизованных государствах.


Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций:

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и какова их судьба.

Гносеологическая функция то есть наука о познании. Гносеологическая функция теории государства и права состоит в развитии, совершенствовании самого познания государства и права путем выработки, совершенствования различных теоретических концепций, конструкций, способов познания.

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Любая общественная наука несет идео­логическую нагрузку. Для теории государства и права, изучающей на вы­соком теоретическом, обобщающем уровне реально существующие го­сударство и право идеологическая функция является очень важной. В советский период единственно научной, верной идеологией при­знавался марксизм-ленинизм. Основные принципы данной идеологии очень скоро ста­ли восприниматься как догма, что затормозило развитие самой этой иде­ологии, сказалось на истинности получаемых' юридической наукой зна­ний, формировало взгляд на право, лишь как на инструмент, некий ат­рибут в руках государства.

Идеологи нового времени бросились в другую крайность - на кон­ституционном уровне закрепили норму, запрещающую устанавливать любую идеологию в качестве государственной или обязательной. В об­ществе, если это действительно общество, всегда существуют единые для большей части населения взгляды, представления относительно основ­ных сторон общественной жизни. Государство должно их устанавливать, способствовать их обоснованию в качестве идеологии, в своей деятель­ности оно должно стремиться к достижению целей, обусловленных дан­ной идеологией.

Теория государства и права из всех юридических наук является наи­более идеологичной. Именно она, выполняя в определенной степени свою долю социального заказа на постулирование общенациональной идеологии, формирует основные понятия, категорий представления о государстве и праве, их сущности, социальном назначении, месте и роли личности, малых и больших социальных групп в государственно-правовом механизме.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.

Формы государства: понятие и основные элементы.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

форму правления,

форму территориального устройства

политический режим.


    В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.Монархия
как правило, это единоличное правление и власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

Республиканская форма правления характеризуется, тем что  высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству, так же должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Есть два вида республик: президентская и парламентарная. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом, и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом, а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума.

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Литература:
1)     В.И. Цыганов Теория государства и права

2)     А.Ф.Вишневский Н.А. Горботок В.А. Кучинский общая теория   государства и права

3)     Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В.

4)     Теория права. Под ред. Пиголкина А. С


1. Шпаргалка Шпаргалка по Финансовому праву 2
2. Реферат на тему Етика і відповідальність в менеджменті
3. Реферат на тему Минное дело
4. Реферат Информационные системы в экономике 17
5. Реферат на тему The Picture Of Dorian Gray Evil Essay
6. Реферат на тему Was Hamlet Insane Essay Research Paper Was
7. Курсовая на тему Использование корпоративных информационных систем систем класса MRPIIERP для управления производством
8. Бизнес-план Производственный план предприятия
9. Контрольная работа на тему Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих в 90 х годах
10. Реферат на тему Борьба дома Тайра за власть в Средневековой Японии