Контрольная работа

Контрольная работа по Культурология 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-25

Бесплатно
Узнать стоимость работы
Рассчитаем за 1 минуту, онлайн





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал)
Контрольная работа
По дисциплине: «Культурология»
Вариант №3
Руководитель работы

______________ Сергеева С.И.

«__» ________________2011 г.

Исполнитель

_______________Галямов Р.Ш.

«__» ________________ 2011г.
Бузулук 2011
Содержание:
1.      Возникновение христианства и его основные идеи.               2-3 

2.      Массовая и элитарная культура в ХХ веке.                             4-7

3.      Культура.                                                                                     8-9

4.      Вольтер.                                                                                       10-12

5.      Список использованной литературы.                                       13
1.
     
Возникновение христианства и его основные идеи.


Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества. Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

 По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Христианство наряду с буддизмом и исламом относят к числу мировых религий, имея в виду как его влияние на ход истории, так и масштабы распространения. Если другие мировые религии не ставят вопроса о движущих силах и ходе истории человечества, так что она как бы выпадает из сферы их внимания, то христианство можно по праву отнести к "религиям исторического Божественного откровения". Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, "разовый" процесс, направляемый богом: от начала (сотворение мира) к завершению, концу (приход мессии, Страшный Суд). Содержание этого процесса составляет драма впавшего в грех человека, отошедшего от Бога, спасти которого способна только милость Божья, и эту милость он может обрести в вере в Спасителя и Церковь, которая является носительницей этой веры. Идея первородного греха, т.е. отпадения людей от Бога, идея искупления и спасения, идея богочеловека, Спасителя -- таковы основные идеи христианской проповеди. Христианство учило видеть в людях не богатых и бедных, свободных и рабов, греков, египтян, иудеев и т.д., а только праведных и грешных. На протяжении многих столетий, начиная уже с III--IV вв., христианство было связано с важнейшими моментами общественного развития, определявшего исторические судьбы человечества
 2.
     
Массовая и элитарная культура в ХХ веке.


Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения — что-то около одного процента. Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.

Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.

Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все остальные признаки подобного отделения только следуют из количественного фактора.

Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. В этом смысле массовой культуры в ХIХ в. и ранее не было — газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, — вот все, чем располагали город и деревня. Вспомним, как важна была газета для творческой лаборатории Достоевского. Интересно, как бы изменилось его творчество, живи он в середине ХХ в. — в эпоху радио, кино и телевидения с их разветвленной системой жанров и новостей через каждые полчаса, бесчисленных газет и журналов, видео, компьютером и Интернетом, телефоном, рекламой, авторской песней, блатным фольклором, детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом, роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами, троллейбусами, самолетами и спутниками.

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм . Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное —в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э.Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным.

Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности.Эти дифференцированные сегменты общей культурыстали называть социальными субкультурами.

Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт).

Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой.

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.

Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста — в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова , элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в.
3.
     
Культура.


Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

Существует множество (свыше 300) самых различных определений культуры. Мы рассмотрим только некоторые из них, сопоставляя культуру с природой, с обществом и с самим человеком.

В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем ее отличие от природы («натуры»). Мир культуры образуют вещи и явления, которых нет в «необработанной» природе. Хотя первоначально латинское слово cultura означало «возделывание», «обработка» и относилось прежде всего к земле. Однако культура — это все же мир, возделанный человеком, освоенное им пространство. Правда не все, созданное человеком, есть культура, поскольку люди породили и такие явления, которые ужасны по своему уродству и разрушительны для окружающей среды и их самих. Ведь нельзя же назвать наркоманию «явлением культуры», а озоновую дыру «достижением культуры». Поэтому первое определение: «культура — это обработанная натура» — требует некоторого дополнения.

Второй аспект в определении культуры возникает, когда мы культуру соотносим с другими сферами жизни общества. Часто можно слышать: «экономика и культура», «политика и культура», «молодежь и культура». Однако в повседневной жизни мы относим к «культуре» в первую очередь искусство и мораль, а под «учреждениями культуры» подразумеваем театры, музеи и школы. В этом смысле «культура» используется в более узком значении: культура — сфера общественной жизни, где вырабатываются и потребляются духовные ценности (эстетические, нравственные, религиозные и др.)- Исходя из этих ценностных критериев, можно сказать, что далеко не всякое общественное явление может быть оценено положительно и отнесено к разряду «культурных». В то же время «культура экономических отношений» предполагает такую их организацию, которая способствует удовлетворению потребностей человека, а не служит только росту капитала. «Культура политической дискуссии» помогает различным социальным группам цивилизованно, гармонично реализовывать свои интересы. Поэтому эпитет «культурный» — это своеобразный «комплимент» общественному явлению, свидетельство его духовной ценности. Отсюда главным признаком культурного начала является способность уравновешивать, гармонизировать отношения в социуме.

Третий аспект понятия «культура» подразумевает, что культура — это универсальный способ «возделывания», «обработки» самого человека, то, что делает его гуманнее и лучше. Культура в этом смысле как раз и задает критерии того, что значит «быть лучше». В процессе социализации личность усваивает правила нравственного поведения в социуме и юридические нормы жизни в государстве, формирует свое мировоззрение и отношение к верованиям и традициям, вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. Таким образом, культура дает человеку возможность самосозидания, что, в свою очередь, позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей.
4.      Вольтер

Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ,)французский писатель, историк, философ-просветитель. Родился 21 ноября 1694 в Париже. Сын нотариуса. Окончил иезуитский коллеж. За свои обличительные произведения дважды сидел в Бастилии: в 1717 за эпиграммы против регента. 1726-1729 - выслан в Англию. 1734 - "Философские письма" (1733), в которых было показано, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм, были осуждены французским парламентом на сожжение. В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. 1745 - был приближен ко двору Людовика XV. 1746 - член французской академии, почетный член Петербургской Академии Наук. 1750-1753 - жил в Пруссии при Фридрихе II. 1754 - жил близ Женевы. С 1758 обосновался в своем имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. По своим философским взглядам Вольтер - деист, последователь Дж. Локка и И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, он не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. Слова "раздавите гадину" (т. е. католическую церковь) в эти годы были девизом Вольтера. В религии видел узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. В 60-е годы наряду с идеалом просвещенной монархии выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства. Сочувствуя народу, испытывал страх перед движением низов и изменение общества представлял в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации. Был убежденным последователем религии разума и горячим противником как атеизма, так и положительного христианства. Познакомил французов с астрономической теорией Ньютона. Ферне стал местом паломничества. С Вольтером были вынуждены считаться европейские монархи: Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя. Являлся одним из идеологов Французской революции конца XXVIII в. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства (дух свободомыслия, иронии, пафос ниспровержения авторитетов). Умер 30 мая 1778 в Париже.

 Заметный вклад внес в философское осмысление исто­рии общества (считается автором термина "философия истории" так названа одна из его книг). Разработанная Вольтером про­грамма изучения истории культуры предусматривает обстоятель­ное изучение открытий в области науки и техники, историю искусства, а также историю экономики. Он выступал против европоцентризма, исследовал историю арабов, китайцев, ин­дийцев, написал книгу по истории России — "История России при Петре Великом". Выдвинул и развивал идею прогресса че­ловечества, обосновывал при этом решающее значение внут­ренних законов человеческих обществ в социальном прогрессе. История человечества — это прежде всего процесс развития материального производства, орудий труда и ремесел, торгов­ли и т. п. Завоевания Вольтер не считал подходящим способом умножения богатства страны: "Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы". В своих произведениях Вольтер подвергает резкой крити­ке феодальные отношения с их социальным неравенством и дес­потическую форму правления. В бедности он видит не только экономический, но и моральный ущерб. "Не бедность невыно­сима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали". Вольтер много внимания уделяет вопро­сам истории и теории государства. Лучшей формой государствен­ного устройства он считал просвещенную конституционную мо­нархию, а достижение будущего справедливого общества ви­дел через прогрессивное развитие науки и техники, просвеще­ние народа, овладение им знаниями и преодоление предрас­судков. Порой Вольтера причисляют к воинствующим атеистам, приводят его антиклерикальное высказывание: "Раздавите га­дину!". Но в данном случае под "гадиной" он понимал не рели­гию и даже не католическую церковь, а религиозный фана­тизм. Вольтер разделял взгляды деизма, признавая существо­вание Бога как первопричины мира. Часто цитируемое крыла­тое выражение: "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать" из "Послания к автору новой книги о трех лже­цах" ("...Si Dieu nrexistait pas, il faudrait lrinventer") не говорит об атеизме автора, а лишь о признании единого разумного мирового начала (Бога), результатом целеполагания которого являются целесообразность и гармония мира.

Среди произведений - драматургия, поэмы, лирика, философские повести, работы по истории: "Генриада" (1728, поэма, посвящена французскому королю Генриху IV), "Брут" (трагедия, постановка 1730, изд. 1731, рус. перевод 1783), "Заира" (трагедия, постановка 1732, рус. перевод 1779), "Философские письма" (1733, впечатления об Англии), "Смерть Цезаря" (трагедия, 1735, рус. перевод 1777), "Орлеанская девственница" (1735, анонимное изд. 1755, измененное изд. 1762, поэма, посвящена Жанне д’Арк), "Альзира, или Американцы" (трагедия, 1736, рус. перевод 1786), "Рассуждение в стихах о человеке" (1738, рус. перевод 1788), "Фанатизм, или Магомет пророк" (1742, рус. перевод 1798), "Мемнон, или Человеческая мудрость" (1747, рус. перевод 1782, философская повесть), "Задиг, или Судьба" (1748, рус. перевод 1765, философская повесть), "Век Людовика XIV" (изд. 1751 и 1768), "Микромегас" (1752, рус. перевод 1788, философская повесть), "Опыт о нравах и духе народов" (изд. 1756), "Поэма об естественном законе" (1756, рус. перевод 1786), "Поэма о гибели Лисабона" (1756, рус. перевод 1763), "Кандид, или Оптимизм" (1759, философская повесть), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-1763), "Танкред" (трагедия, постановка 1760, рус. перевод 1816), "Республиканские идеи" (1762), , "Философский словарь" (1764-1769), "Простодушный" (1767, рус. перевод 1775, философская повесть), "Вавилонская принцесса" (1768, философская повесть).
Список использованной литературы:
1.     Донини Амброджо. « У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана)»Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. — М., 1979 г.

2.     Коган Л.Н. « Теория культуры.»- Екатеринбург.:1993 г.

3.     Давыдов Ю.Н. « Искусство и элита» М., 1966 г.

4.     Маркарян Э. С. « Очерки истории культуры» — Ереван: Изд. АрмССР, 1968 г.

5.     Маркарян Э. С. « Теория культуры и современная наука» М.: Мысль, 1983 г.

6.     http://www.foxdesign.ru

7.     http://archive.libfl.ru

1. Реферат на тему Договор подряда
2. Реферат на тему Victims Of Divorce Essay Research Paper VICTIMS
3. Реферат на тему Mexican Economy Essay Research Paper I Historical
4. Сочинение на тему Сочинения на свободную тему - Сочинение по картине саврасова грачи прилетели
5. Статья на тему Сравнительная характеристика формирования показателей отчетности о прибылях и убытках в отечественной
6. Реферат на тему Nutrition Essay Research Paper Ch9 Outline Nutrition1
7. Реферат Анализ, контроль, планирование и корректировка стратегии фирмы
8. Реферат на тему Chrysanthemums Essay Research Paper Elisa s sense
9. Реферат Чехов. Степь
10. Отчет по практике Автомастерская