Биография

Биография на тему Розанова Ольга Владимировна

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-26

(1886 - 1918)

Розанова Ольга Владимировна

В искусстве России XX в. не было времени талантливее и прекраснее, чем 1900-1920 гг., когда ожидание грядущего вселенского переворота соседствовало с рафинированностью салонов, а женщины творили наравне с мужчинами. В числе знаменитых художниц тех лет была и Ольга Розанова (1886-1918).

Творческий период жизни О. В. Розановой очень короток, он ограничен двумя датами: 1911-й - год ее художественного дебюта на выставке "Союза молодежи" и 1918-й - год ухода из жизни.

Однако за это время художница успела пережить и так или иначе отразить в своем творчестве смены новаторских устремлений авангардного искусства, потому что всегда находилась в центре событий, занимая в знаменитых художественных диспутах 1910-х гг., как правило, крайне левую позицию. "Творит только тот, кто предчувствует себя новым..." - сформулировала Розанова свое кредо в 1913 г. в статье "Основы нового творчества и причины его непонимания".

Розанова училась в Москве, в популярной тогда частной студии К. Ф. Юона, где одновременно с нею брали уроки известные в будущем художницы-авангардистки Л. С. Попова и Н. А. Удальцова, посещал занятия поэт-футурист А. Е. Крученых, с которым впоследствии будет связана вся ее жизнь. По сути, втроем, с А. Е. Крученых и В. В. Хлебниковым, они стали создателями такого уникального явления авангардного искусства, каким признана футуристическая книга.

Началось с того, что поэт Крученых пригласил художницу "экспонировать" работы в своих книгах стихов "Взорваль" и "Возропщем" (обе 1913), а завершилось созданием более 20 книг, в которых постепенно происходило слияние в единый художественный образ буквы, знака, звука и смысла на основе совершенно нового отношения к ним авторов. Буквы новых слов в этих книгах в той же мере, что и изображения, должны были полноценно "звучать", иметь единый образ, "заумный" (находящийся за умом, то есть за обыденным мышлением) смысл и даже "летать", так как поэт с помощью художницы освободил слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы обладали футуристическим динамизмом.

В 1914 г. в оформлении Розановой выходят в свет сборник футуристов "Рыкающий Парнас", а затем брошюра, являющая образец "самописьма", "Тэ ли лэ". В том же году на выставке "Художницы - жертвам войны" Розанова экспонирует первые созданные ей образцы прикладного искусства. В 1915 г. на очередной выставке "Трамвай В" (1-я футуристическая выставка) Розанова представляет на суд публики десяток работ, в числе которых, например, "Городской пейзаж" (1913) и "Пивная" (1914). В том же 1915 г. Розанова вновь иллюстрирует книгу (альбом) Крученых "Война", пишет знаменитую картину "На улице" (1915), которую вскоре демонстрирует на очередной выставке художников-футуристов в числе 9 своих работ.

В 1916 г. Розанова возвращается в Москву для участия в выставке "Современная русская живопись" в Художественном бюро Добычиной. И остается в Москве. Для выставки "Бубновый валет" (1916) она отдает серию "Игральные карты", незадолго перед этим завершенную.

Переломный 1917 г. заразил новыми идеями всю творческую интеллигенцию России. Розанова не стала исключением. В ее жизни 1917 год - время написания картин с "преображенным колоритом": в бунтарские, по сути и по форме, супрематические произведения художница вносит еще больший свободный, непокорный дух, доводя бунт до максимума. Такова, например, ее "Беспредметная композиция". Розанова увлекается всем новым, участвует в нескольких проектах, выставляется наравне с Малевичем, Татлиным.

Успев принять участие в организации общества художников "Супремус", Розанова входит в совет Союза художников, становясь секретарем союза Молодой Федерации. После октября 1917 г. руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса, одновременно печатаясь в газете LАнархия. К празднованию Первого Мая 1918 г., по предложенному художницей проекту, оформляется Москва.

Футуристический период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи - в поисках цвета и света. Темы ее поздних композиций - "рождение" нового цвета в контрастах света и тени, светоносность цвета, "преображенный колорит". "Композиция", "Зеленая комната" (обе 1917) - лучшие живописные работы ее последних лет.

Жертвуя здоровьем и собственным творчеством, невероятными личными усилиями способствовала восстановлению традиционных художественно-ремесленных промыслов России. По сути, это был ее гражданский подвиг во имя Искусства.

7.11.1918 г. Ольга Розанова умирает от дифтерита. В 1919 г. на "Посмертной выставке" экспонируется 250 ее работ. В 1920 и 1922 гг. на выставках беспредметного искусства в Москве и Берлине также экспонируются и пользуются успехом у публики ее странные, чарующие своей непонятностью картины.


1. Курсовая на тему Основы программирования в среде Qbasic
2. Реферат Розвиток автомобілів в 20 30-і роки ХХ століття
3. Реферат на тему Риторика
4. Реферат Альбукерке
5. Статья Токсиканты окружающей среды
6. Курсовая на тему Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста
7. Реферат на тему The Male Sexual Anatomy Essay Research Paper
8. Тесты на тему Введение в программирование
9. Контрольная_работа на тему Принципы водопользования Обязанности производственного персонала и по вопросам гражданской обороны
10. Реферат на тему Marijuana Essay Research Paper Thecontroversy of whether