Статья

Статья Как распределение ролей в команде влияет на успех общего дела

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Как распределение ролей в команде влияет на успех общего дела

Татьяна Михайловна Грабенко, проректор по науке Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, кандидат педагогических наук, игротерапевт, бизнес-тренер.

Удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из совместимых, уважающих друг друга специалистов в процессе совместной работы и неформального общения достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации, и, как правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся взаимно уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого. Общеизвестно, что нет двух абсолютно похожих людей. Мы имеем различную внутреннюю энергетику, силу характера, способности и наклонности к различным непрофессиональным видам деятельности, к общению, к искусству и т. п.

Таким образом, в команде постепенно проявляются собственные, признанные всей командой, затейники, умельцы, поэты, «пройдохи» (в хорошем смысле), мыслители. Личностные способности различных членов команды в итоге обретают форму неформального ресурса команды, который она целенаправленно использует в различных ситуациях. Таким образом, в команде возникает, на основе добровольности и общего согласия, неформальное распределение между членами команды различных ролевых функций для решения различных ситуаций в благоприятном для команды направлении.

Для типовых, часто повторяющихся ситуаций в команде складываются стереотипы соответствующих ролевых распределений. Для спонтанных ситуаций команда оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу «у тебя лучше всех это получится».

Выделим три основных типа ролевого распределения в команде — в соответствии со следующими тремя разновидностями наиболее характерных и важных для команды ситуаций:

I тип ситуаций — «Профессиональная деятельность»;

II тип ситуаций — «Взаимодействия с внешней средой»;

III тип ситуаций — «Решение сложных проблем».

I тип ролевого распределения: «Профессиональная деятельность»

Для этого типа определяющим является место каждого члена команды в технологическом цикле основной профессиональной деятельности (производственной, управленческой, научной, гуманитарной); основные роли здесь вполне очевидны:

«организатор-координатор» — как правило, это руководитель команды;

«главный специалист» (2—3 чел.) — члены команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности;

«напарник» — (1—2 чел.) члены команды, работающие в связке с «главными специалистами» под их руководством;

«завхоз-ремонтник» — член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды;

«агент по снабжению» — член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым.

II тип ролевого распределения: «Взаимодействие с внешней средой»

Здесь ролевые функции определяются всей командой (и только командой!) в соответствии с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды. Основные роли:

«аналитик» — наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления;

«переговорщик» — член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»;

«скептик» — член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды;

«лоббист-доставала» — наиболее «пробивной» член команды, который «все может достать», у которого обширные внешние связи;

«душа команды» — наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, его Импульс и Совесть.

III тип ролевого распределения: «Решение сложных проблем»

Здесь также ролевые функции определяются неформально в виде поручений различным членам команды в соответствии с их нестандартными способностями. Основные роли:

«генератор» — член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором, «генератор идей» с хорошо развитым творческим мышлением;

«концептуализатор» — член команды со склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее «законченный вид», сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и «обычным» людям;

«оптимизатор» — член команды, обладающий способностью и навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он умеет сопоставить идею и потребности практики, продумать технологический цикл реализации идеи, оценить риски и последствия, составить общий план совместных действий;

«реализатор» — член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности (возможно это — руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, организовать все совместные действия, правильно «расставить всех по местам»;

«критик» — тот же «скептик» из II типа ролевого распределения.

Важно отметить, что команда может возлагать на своего наиболее выдающегося в личностном плане члена команды не одну, а две и более ролевых функций, что естественно повышает его вес и влияние в команде.

Поскольку II и III типы ролевых распределений являются неформальным ресурсом команды, то внешние установки и рекомендации руководства в этом плане крайне нежелательны, так как могут привести не к консолидации команды, а к ее разобщению и предубежденности против тех членов команды, неформальные ролевые функции которых «навязываются сверху». Тем не менее подбор кандидатов в команду производится руководством (а лучше самим руководителем команды) с учетом их личностных способностей и возможного места в неформальных ролевых распределениях II и III типа.

Вот, на наш взгляд, каким образом распределялись роли в известной команде мушкетеров Александра Дюма (д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис):

I. Профессиональная деятельность

1. «Организатор-координатор» — Атос

2. «Главный специалист» — все четверо в равной степени

3. «Напарник» — все четверо в равной степени

4. «Завхоз» — Портос

5. «Агент по снабжению» — д'Артаньян

II. Взаимодействие с внешней средой

1. «Аналитик» — Атос

2. «Переговорщик» — Арамис, д'Артаньян

3. «Скептик» — Портос

4. «Лоббист-доставала» — Портос

5. «Душа команды» — д'Артаньян

III. Решение сложных проблем

1. «Генератор» — д'Артаньян

2. «Концептуализатор» — Атос

3. «Оптимизатор» — Арамис

4. «Реализатор» — Портос

5. «Критик» — Атос, Портос

И — «детский пример» из команды всеми любимого Винни-Пуха (Винни-Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа-Иа)

I. Профессиональная деятельность

«Организатор-координатор» — Винни-Пух

«Главный специалист» — Винни-Пух, Сова

«Напарник» — Пятачок

«Завхоз» — Пятачок

«Агент по снабжению» — Винни-Пух

II. Взаимодействие с внешней средой

«Аналитик» — Сова

«Переговорщик» — Винни-Пух

«Скептик» — Ослик Иа-Иа

«Лоббист-доставала» — Винни-Пух, Пятачок

«Душа команды» — Винни-Пух

III. Решение сложных проблем

«Генератор» — Винни-Пух

«Концептуализатор» — Пятачок

«Оптимизатор» — Сова

«Реализатор» — Винни-Пух, Пятачок

«Критик» — Ослик Иа-Иа

Как видно, Винни-Пух совмещает одновременно несколько функций, что делает его незаменимым членом команды.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/



1. Реферат на тему Analysis Of Paul Cezanne
2. Диплом Актуальные вопросы уголовно-правовой борьбы со взяточничеством
3. Реферат на тему Bibliog Monk Cantebury Tales Essay Research
4. Реферат Аромотерапія
5. Реферат на тему Charles Dickens Essay Research Paper Charles John
6. Реферат Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси
7. Реферат на тему Приемы установления контакта и поддержания внимания аудитории
8. Реферат Влияние атомных электростанций АЭС на окружающую среду
9. Реферат Экономическое развитие России
10. Реферат Физкультура - для здоровья спорт - за счет здоровья